Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1484
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.12.2005, постановление от 08.02.2006 по делу N А51-7888/2005 7-172 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Надеждинский" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации муниципального образования "Надеждинский район", департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 182007 рублей 75 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2006. Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Надеждинский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования "Надеждинский район" о взыскании 182007 рублей 75 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с июля 2002 года по декабрь 2004 года гражданам льготной скидки по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения, предусмотренной ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991.
До рассмотрения спора по существу истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю и департамент финансов администрации Приморского края, которое судом удовлетворено.
Решением суда от 07.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2006, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет Казны РФ в лице Минфина РФ. В иске к другим ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность решения и постановления суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих расходные полномочия по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным гражданам.
По мнению заявителя, федеральные органы исполнительной власти в полном объеме исполнили свои полномочия, предусмотрев в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" целевые субвенции.
Установленным во исполнение ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 порядком предоставления льгот, предусмотрено их предоставление за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" на основании заключенных с администрацией МО "Надеждинский район" договоров в период с июля 2002 года по декабрь 2004 года осуществляло теплоснабжение, за счет собственных средств предоставляя в соответствии со ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" льготу в виде 50% скидки гражданам, подпадающим под действие этого закона.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 182007 рублей 75 копеек на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" подтверждается актами сверки взаиморасчетов и не оспаривается ответчиками.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В статье 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" сказано, что реабилитированные лица и члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 17 вышеназванного Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статьями 12, 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Согласно Законам о федеральном бюджете на 2002, 2003 и 2004 годы на возмещение льгот предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в бюджет Приморского края выделено 7537000 рублей, 8520000 рублей и 14705000 рублей соответственно, из которых в бюджет МО "Надеждинский район" на возмещение указанных расходов направлено 64000 рублей, 120000 рублей и 204000 рублей.
Из материалов дела следует, что денежные средства, поступившие из бюджета Приморского края в местный бюджет МО "Надеждинский район" на реализацию государственных полномочий в области социальной защиты реабилитированных и членов их семей, полностью направлены предприятиям, предоставляющим населению льготы, согласно заключенным договорам. Нецелевого использования полученных средств не установлено.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Приморского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 182007 рублей 75 копеек за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение от 07.12.2005 и постановление от 08.02.2006 приняты судом в соответствии с нормами процессуального и материального права и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.02.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7888/2005 7-172 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1484
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании