Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/988
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю на решение от 19.09.2005, постановление от 19.12.2005 по делу N А51-11194/05 10-310 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании незаконными действий Инспекции по выставлению инкассовых поручений NN 22834 - 22837, 22838.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 мая 2006 года.
Закрытое акционерное общество "А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее - Инспекция; налоговый орган), выразившихся в выставлении инкассовых поручений по обязательным платежам, возникшим в ходе конкурсного производства.
Решением суда от 19.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2005, требования заявителя удовлетворены. Суд пришел к выводу о несоответствии действий налогового органа требованиям статей 134, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Налогового кодекса РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, задолженность по налогу на имущество и единому социальному налогу (далее - ЕСН), возникшая после открытия конкурсного производства, в соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" должна погашаться вне очереди за счет конкурсной массы.
От налогового органа поступило письменное ходатайство о прекращении производства по делу ввиду ликвидации Общества, о чем 15.02.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, арбитражный управляющий Самойленко И.В. письменно проинформировал суд о ликвидации Общества 15.02.2006 и наличии соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем просил производство по кассационной жалобе прекратить.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции их представители не присутствовали.
Кассационная инстанция в силу статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не усматривает при изложенных выше обстоятельствах оснований для прекращения производства по кассационной жалобе, в связи с чем проверяет законность принятых по делу судебных актов в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в отношении Общества, зарегистрированного в качестве юридического лица 24.06.1999 администрацией г. Артема Приморского края, определением суда от 13.02.2004 введена процедура банкротства - наблюдение (дело N 51-17057/2003 21-313/7б). Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.06.2004 Общество признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство на 1 год, срок которого определением от 22.06.2005 был продлен до 16.12.2005.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период конкурсного производства Общество исчислило к уплате за 4 квартал 2004 года налог на имущество в сумме 10990 руб. и ЕСН в сумме 18621 руб.
Поскольку названные налоги не были уплачены Обществом, Инспекция в порядке статьи 70 НК РФ направила требования NN 160674, 161070, после чего, ввиду их неисполнения, приняла решения NN 11769 и 11770 о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, и выставила инкассовые поручения NN 22834, 22835, 22836, 22837 на взыскание ЕСН и N 22838 на взыскание налога на имущество.
Действия налогового органа по выставлению названных инкассовых поручений оспорены Обществом в суд.
Проверяя доводы заявителя, суд пришел к правильному выводу о несоответствии указанных действий Инспекции Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушении прав и охраняемых законом интересов Общества.
Статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Налоговый орган правильно отмечает то, что требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Вместе с тем, в силу специального указания пункта 4 статьи 142 названного Федерального закона, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Следовательно, является правильным вывод суда о том, что взыскание налоговым органом спорной суммы в безакцептном порядке не соответствует особому порядку взыскания обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, предусмотренному Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и нарушает порядок удовлетворения требований кредиторов.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05.
Таким образом, оснований для отмены принятых по делу судебных актов, а также прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, на чем настаивает Инспекция в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая, что Общество ликвидировано 15.02.2006, то есть после принятия по делу судебных актов (решение от 19.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2005).
Поскольку судом правильно применены нормы материального и процессуального права, то кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.09.2005, постановление апелляционной инстанции от 19.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11194/05 10-310 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.4 ст.142 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Налоговый орган выставил инкассовые поручения по обязательным платежам, возникшим в ходе конкурсного производства, посчитав, что задолженность по налогу на имущество и ЕСН, возникшая после открытия конкурсного производства, в соответствии с п.1 ст.134 ФЗ N 127-ФЗ должна погашаться вне очереди за счет конкурсной массы.
Суд позицию налогового органа не поддержал.
Статья 5 ФЗ N 127-ФЗ указывает, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п.1 ст.134 ФЗ N 127-ФЗ требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания п.4 ст.142 этого же закона, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Учитывая положения указанных норм, суд сделал вывод, что вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
На основании вышеизложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/988
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании