Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1248
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 20.01.2006 по делу N А04-9755/05-23/293 Арбитражного суда Амурской области, по иску Многоотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района в лице конкурсного управляющего к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, третьи лица: Администрация Октябрьского района, Финансовый отдел администрации Октябрьского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, о взыскании 271825,39 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2006 года.
Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 271825,39 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам в январе 2004 года в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Октябрьского района, Финансовый отдел администрации октябрьского района, Финансовый департамент администрации Амурской области.
Решением от 20.01.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РФ "Об образовании", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на состоявшееся решение от 20.01.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на Постановление РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено.
Заявитель жалобы ссылается на недоказанность условий, при которых согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МПО ЖКХ Октябрьского района в январе 2004 года предоставило льготы педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с ФЗ "Об образовании".
Ввиду невозмещения расходов на сумму 271825,39 руб. МПО ЖКХ Октябрьского района обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Как установлено судом, на основании Закона РФ о федеральном бюджете в рассматриваемый период в доход бюджета Амурской области на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета в 2004 году поступило 36933,7 тыс. руб.
Средства, поступившие из федерального бюджета, распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Октябрьскому району в размере 2088 тыс. руб., вместе с тем не обеспечили потребность муниципального образования в финансовых средствах на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, что соответствует статьям 12, 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
ФЗ "Об образовании" предусмотрено, что обеспечение бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляют местные органы власти, вместе с тем, исходя из вышеназванных законодательных актов, компенсировать расходы по предоставлению льгот последние обязаны только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом на указанные цели.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.
Ответственным за их предоставление согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Октябрьского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 271825,39 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.01.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-9755/05-23/293 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1248
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании