Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 февраля 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4976
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, от ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области: Егорова А.В. - главный специалист по доверенности N 05-15/74 от 17.01.2006 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Камчатцемент" на постановление от 10.10.2005 по делу N А24-4501/04-06 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатцемент" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области, Управлению Федерального казначейства по Камчатской области, Министерству юстиции РФ, Министерству финансов РФ о взыскании 168888 руб. 21 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.02.2006.
Открытое акционерное общество "Камчатцемент" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и КАО (правопредшественник Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области), Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Камчатской области о взыскании 168888 руб. 21 коп. исполнительского сбора.
Решением суда от 05.07.2005 требования истца удовлетворены. С Министерства юстиции РФ за счет казны РФ в пользу ОАО "Камчатцемент" взыскано 118221,75 руб. исполнительского сбора. С Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области в пользу ОАО "Камчатцемент" взыскано 50666,46 руб. исполнительского сбора. Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области от ответственности освобождено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2005 решение от 05.07.2005 отменено, в иске ОАО "Камчатцемент" отказано. При этом суд исходил из того, что ни Министерство юстиции РФ, ни Министерство финансов РФ не являются главными распорядителями средств федерального бюджета по отношению к службам судебных приставов.
В кассационной жалобе ОАО "Камчатцемент" предлагается постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а решение оставить в силе.
В обоснование жалобы заявителем указано на то, что взыскиваемые денежные средства удержаны с ОАО "Камчатцемент" в качестве исполнительского сбора в 2002 году, а федеральная служба судебных приставов была образована лишь в 2004 году, поэтому в данном случае не может быть привлечена к имущественной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УФССП по Камчатской области с доводами, изложенными в жалобе не согласен, считает постановление законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, участия в нем не принимали.
Проверив законность постановления от 10.10.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатской области от 10.08.2001 по делу N А24-264/01 с ОАО "Камчатцемент" в пользу ООО "Кворум" взыскано 5498064 руб. долга.
После вступления решения, обжалованного истцом в апелляционном порядке, в законную силу (02.09.2002) судом был выдан исполнительный лист.
В процессе исполнения данного решения, с должника взыскано 2581577 руб., которые платежным поручением от 04.12.2002 N 71 перечислены в Елизовское подразделение ССП Управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области.
Постановлением кассационной инстанции от 17.12.2002 вышеназванные решение и постановление отменены, в иске ООО "Кворум" к ОАО "Камчатцемент" отказано.
В порядке поворота исполнения решений ОАО "Камчатцемент" возвращена сумма 2412688 руб. 79 коп., исполнительное производство прекращено.
Поскольку сумма 168888 руб. 21 коп. исполнительского сбора, взысканного судебными приставами-исполнителями истцу не возвращена, ОАО "Камчатцемент" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 83 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Согласно п. 4 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику.
При рассмотрении спора по существу судом правильно применены ст.ст. 81, 83 ФЗ "Об исполнительном производстве" и сделан обоснованный вывод о том, что поскольку судебные акты о взыскании с ОАО "Камчатцемент" долга отменены, а исполнительное производство в связи с этим прекращено, исполнительский сбор должен быть возвращен должнику.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что на день рассмотрения спора главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к службам судебных приставов субъектов РФ является Федеральная служба судебных приставов, которая в соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ должна возместить истцу убытки в виде исполнительского сбора в размере 168888 руб. 21 коп., соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом того, что к главному распорядителю средств федерального бюджета - Федеральной службе судебных приставов истцом требований по настоящему делу не предъявлено, суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции от 05.07.2005 и отказал ОАО "Камчатцемент" в иске.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии постановления судом не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 по делу N А24-4501/04-06 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4976
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании