Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1222
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 17.10.2005, постановление от 25.01.2006 по делу N А51-15395/05 36-281 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Приморский газ" к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 64989 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Приморский газ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 64989 рублей, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате за газ за 2003 год.
Решением суда от 17.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Приморский газ" взысканы убытки в сумме 64989 руб. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего судебные акты отменить, как необоснованные и незаконные, Министерство финансов РФ от ответственности по иску освободить.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета путем передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Заявитель также ссылается на то, что буквальное содержание п. 2 ст. 10 указанного Закона предусматривает целевое финансирование расходов субъектов РФ в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета не предварительно, а по факту наличия у субъекта РФ соответствующих расходов. Кроме того, эти расходы федерального бюджета учтены в финансовой помощи субъектам РФ.
Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость (далее НДС).
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в течение 2003 года во исполнение договора от 01.01.2003, заключенного с Администрацией МО Надеждинский район, предоставлял льготы ветеранам по оплате за газ на сумму 193989 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами.
Сумма некомпенсированных из местного бюджета ОАО "Приморский газ" выпадающих доходов составила 64989 руб.
Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования Надеждинский район и бюджета Приморского края, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов им в достаточном количестве не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.
Таким образом, судом обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате за газ ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" не предусматривающим целевых средств.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Вместе с тем, приложением к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" в бюджете края утверждено средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 332013 тыс. руб., в том числе МО Надеждинский район в сумме 129 тыс. руб., которые муниципальным образованием получены в полном объеме и распределены по целевому назначению.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ включаемый в стоимость тарифа на газ НДС для населения истцу из бюджета не возмещается, включение его в составе стоимости льготных услуг, подлежащих возмещению, как выпадающих доходов истца, правомерно, а доводы заявителя в этой части неправомерны.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.10.2005 и постановление от 25.01.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15395/05 36-281 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1222
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании