Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1457
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Приморского края на решение от 07.10.2005, постановление от 27.02.2006 по делу N А51-5018/05 36-130 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" филиал "Дальнереченский" к Администрации муниципального образования Дальнереченского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 696728,12 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 2 мая 2006 года.
Краевое государственного унитарное прдприятие "Примтеплоэнерго" филиал "Дальнереченский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Дальнереченского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 696728,12 руб. расходов, связанных с предоставлением субсидий отдельной категории граждан по оплате тепловой энергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1, Постановлением Правительства "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.1999 N 887.
Решением от 07.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2006, в пользу истца с казны Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края взыскано 29728,12 руб. Во взыскании 667000 руб. отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент финансов администрации Приморского края в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они прямо не возлагают на субъекты РФ обязанности по компенсации субсидий.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что несмотря на факт перефинансирования в 2004 году из федерального бюджета расходов по предоставлению субсидий, перечисленные Приморскому краю денежные средства не покрыли задолженность перед ним федерального бюджета на 2002-2003 годы. Что вызвало недостаток средств краевого бюджета.
Также заявитель считает, что обязанность финансирования указанных государственных полномочий из федерального бюджета установлена статьей 84 Бюджетного кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец в 2004 году во исполнение заключенного с Администрацией МО Дальнереченского района договора от 27.01.2004 N 51 предоставил субсидии малоимущим семьям при оплате за тепловую энергию, имеющим на это право в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 696728,12 руб. заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 06.05.2003) органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Закон прямо указывает, что источники финансирования указанных субсидий определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 1 которого субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов. Предоставление указанных средств осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Правила предоставления дотаций из Фонда софинансирования в 2003 году определены в Постановлении Правительства от 01.04.2003 N 179.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 с изменениями на 01.04.2004 определен уровень дотации на выплату субсидий бюджетам субъектов РФ, установленный исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ, который для Приморского края составил 20%.
Таким образом, как правильно указал суд, нормативными актами предусмотрено частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению субсидий населению и Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 877 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
Как установлено судом, финансовые средства из федерального бюджета для Приморского края на финансирование рассматриваемых расходов выделены Приморскому краю в сумме 323204 тыс. руб., что составило 22% при законодательно установленных 20%, которые распределены по муниципальным образованиям.
Пунктом 1 постановления губернатора Приморского края от 26.11.2004 N 363 "Об утверждении порядка финансирования расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг" финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Приморского края и передаваемой из краевого бюджета на эти цели финансовой помощи в объемах, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий год.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" в составе расходов краевого бюджета в рамках финансовой помощи бюджетов других уровней расходы, передаваемые по взаимным расчетам, в том числе средства по предоставлению населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотрены в размере 1441113 тыс. руб.
Фактически из краевого бюджета в 2004 году бюджетам муниципальных образований перечислено 1308025,92 руб.
Средства, запланированные и перечисленные из бюджета Приморского края на указанные цели (Закон Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" N 91-КЗ от 29.12.2003), вместе с тем не покрыли фактические расходы предприятий на предоставление субсидий.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Приморского края правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Приморского края, сделав вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности на казну Российской Федерации, исполнившей принятые на себя обязательства по частичному финансированию расходов в полном объеме.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5018/05 36-130 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 постановления губернатора Приморского края от 26.11.2004 N 363 "Об утверждении порядка финансирования расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг" финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Приморского края и передаваемой из краевого бюджета на эти цели финансовой помощи в объемах, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий год.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" в составе расходов краевого бюджета в рамках финансовой помощи бюджетов других уровней расходы, передаваемые по взаимным расчетам, в том числе средства по предоставлению населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотрены в размере 1441113 тыс. руб.
...
Средства, запланированные и перечисленные из бюджета Приморского края на указанные цели (Закон Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" N 91-КЗ от 29.12.2003), вместе с тем не покрыли фактические расходы предприятий на предоставление субсидий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1457
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании