Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1202
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Н.Б. Карелина - юрисконсульт по доверенности от 02.02.2006 N 21-28, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 29.11.2005, постановление от 17.02.2006 по делу N А51-14857/2005 13-276 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморавтотранс" к Департаменту социальной защиты администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3915185 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Приморавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту социальной защиты администрации Приморского края о взыскании 3915185 руб. расходов, связанных с предоставлением отдельной категории граждан льгот по перевозке в октябре-декабре 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением от 29.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах" не в бюджет Приморского края не поступали.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Приморавтотранс" и Управлением социальной защиты населения администрации Приморского края 04.01.2002 заключен договор N 7 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по перевозке ветеранов на автомобильном транспорте общего пользования внутрикраевых и междугородных маршрутов в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а Управление обязалось возмещать Перевозчику расходы, связанные с предоставлением указанных услуг.
Ввиду невозмещения расходов на сумму 3915185 руб. за октябрь-декабрь 2002 года ОАО "Приморавтотранс" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковое требование, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применил нормы права.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает льготы для ветеранов по проезду на различных видах транспорта, в том числе на всех видах городского пассажирского транспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение, а также предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946, финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2000 год.
Действие данного Постановления продлено на 2002 год Постановлением Правительства от 30.03.2001 N 255.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001 не утверждались так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Наряду с этим Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" N 174-КЗ от 26.11.2001 и приложением N 5 к Закону Приморского края "Об исполнении краевого бюджета на 2002 год" от 12.08.2003 N 68-КЗ, Администрация Приморского края перечислила в муниципальные образования Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" денежные средства в сумме 440789 тыс. руб., из них на финансирование расходов по оплате проезда ветеранов на автотранспорте внутригородских и пригородных маршрутов - 39500 тыс. руб.; на автомобильном, морском транспорте внутрикраевых маршрутов, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения - 37166 тыс. руб., которые перечислены Управлению социальной защиты населения администрации Приморского края единой суммой без разделения по видам транспорта и транспортным организациям.
Вместе с тем объем переданных из краевого бюджета денежных средств на рассматриваемые цели не удовлетворил потребности предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате проезда.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 3915185 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.11.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.02.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14857/2005 13-276 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1202
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании