Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/494
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю на решение от 13.09.2005, постановление от 23.11.2005 по делу N А51-8126/05 31-374 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ц" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю; государственному учреждению - управление Пенсионного фонда РФ по Пожарскому району о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ц" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ по Пожарскому району (далее - управление ПФР), выразившиеся в отказе возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 139000 руб. (далее - страховые взносы) и обязать указанные органы их возвратить.
Решением суда от 13.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2005, действия налогового органа по невозврату излишне уплаченных страховых взносов в сумме 139000 руб. признаны незаконными, поскольку они противоречат приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", (далее - Приложение 11.1), в соответствии с которым Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
На основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений органы федерального казначейства осуществляют возврат плательщикам излишне уплаченных сумм, что предусмотрено пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок).
Поэтому суд пришел к выводу, что именно налоговый орган правомочен в принятии решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налоговым кодексом (далее - НК РФ), в связи с чем в удовлетворении требований к управлению ПФР отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе налоговой инспекции, которая просит их отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, так как считает, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных сумм страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют, а статья 78 НК РФ не подлежит применению для урегулирования спорных правоотношений, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами.
Общество и управление ПФР отзывы на жалобу не представили и участие в судебном заседании не принимали, также как и налоговый орган, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Налоговая инспекция письмом N 03/46-юр от 28.02.2006 заявила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Как установлено из материалов дела, общество платежным поручением N 27 от 22.02.2005 перечислило страховые взносы в сумме 139000 руб., неправильно указав код бюджетной классификации, на которое их следовало зачислить.
Указанное обстоятельство подтверждается справкой N 8053 налоговой инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.07.2005, актами сверки расчетов ООО "Ц" с управлением ПФР N 6 от 25.05.2005, с налоговой инспекцией N 443 от 01.07.2005, в связи с чем общество обратилось в налоговый орган и управление ПФР с заявлениями, соответственно, от 31.03.2005 б/н и от 07.07.2005 N 166/05 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, которые оставлены данными органами без удовлетворения: письмо налоговой инспекции N 430 от 04.05.2005, письмо управления ПФР N 04/2503 от 11.07.2005.
Поэтому общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа и управления ПФР и о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Арбитражный суд на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств и правильного применения норм материального права установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом суд исходил из того, что материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом наличие переплаты у общества по страховым взносам в сумме 139000 руб. Поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не регламентирует порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов, то подлежит применению Налоговый кодекс РФ, статья 78 которого устанавливает порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Согласно пункту 13 названной нормы права, правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. Кроме этого, пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов. В соответствии с Приложением 11.1 и пунктом 18 Порядка, Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из изложенного следует, что именно налоговые органы осуществляют возврат вышеназванных излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем арбитражный суд правомерно признал незаконными действия налогового органа по их невозврату и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, что предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал налоговый орган возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 139000 руб.
Доводы заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, поэтому не подлежит применению для урегулирования спорных правоотношений статья 78 настоящего Кодекса, следует отклонить, так как статья 2 Закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Как было отмечено выше, данный Закон не регулирует порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов.
В связи с изложенным, является также ошибочным довод заявителя жалобы о том, что действующее законодательство не содержит правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами, поэтому указанный довод во внимание судом кассационной инстанции не принимается.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.09.2005, постановление апелляционной инстанции от 23.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8126/05 31-374 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/494
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании