Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-2/4283
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 07.07.2005, постановление от 08.09.2005 по делу N А59-2443/05-С19 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Индивидуального предпринимателя Я.Р. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области об оспаривании постановления об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2005 года.
Индивидуальный предприниматель Я.Р. обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области от 25.05.2005 N 38 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2005, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель, осуществляя информационно-справочное обслуживание населения, имел право не применять контрольно-кассовую технику, поскольку выдавал приходно-кассовые ордера формы КО-1, которые в соответствии с письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-39 являются бланками строгой отчетности.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. По мнению заявителя жалобы, арбитражным судом приходно-кассовый ордер формы КО-1 необоснованно признан бланком строгой отчетности, поскольку бланк строгой отчетности должен быть утвержден Министерством финансов РФ и согласован с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам. В связи с чем, предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменением контрольно-кассовой машины.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. В отзыве на кассационную жалобу предприниматель против доводов налогового органа возражал, просил решением суда, постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложены в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка по соблюдению индивидуальным предпринимателем Я.Р. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт". В ходе проверки установлено, что 13.05.2005 при осуществлении денежных расчетов за предоставление информации о сдаваемой в аренду недвижимости предпринимателем составлен и выдан договор на информационно-справочное обслуживание N 59 от 13.05.2005 и выписана квитанция к приходно-кассовому ордеру N 59 от 13.05.2005 на сумму 1000 руб.
По данному факту составлены акт проверки N 6501/К-155-05 от 13.05.2005 и протокол об административном правонарушении N 38 от 18.05.2005, которыми зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой техники. На основании материалов проверки налоговым органом вынесено постановление N 38 от 25.05.2005 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 3000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, индивидуальный предприниматель Я.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, арбитражный суд указал, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Приходно-кассовый ордер формы КО-1, выданный предпринимателем, утвержден в качестве бланка строгой отчетности письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-39, форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, то есть полномочными органами. В связи с чем, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 171 от 31.03.2005 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 5 указанного Положения установлены обязательные реквизиты, которые должен содержать бланк, а именно: а) сведения об утверждении формы бланка; б) наименование, шестизначный номер и серия; в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) вид услуг; ж) единица измерения оказания услуг; з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; и) дата осуществления расчета; к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальным предпринимателем при расчете за информацию о сдаваемой в аренду недвижимости выдана квитанция к приходно-кассовому ордеру N 59 от 13.05.2005 по форме КО-1. Данная форма утверждена постановлением Госкомстата России N 88 от 18.08.1998. Однако указанная квитанция не содержит необходимых для признания ее бланком строгой отчетности реквизитов, в частности шестизначного номера и серию, следовательно, не может быть приравнена к кассовому чеку.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовой машины влечет наложение административного штрафа от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Учитывая изложенное решение суда, постановление апелляционной инстанции подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.07.2005, постановление апелляционной инстанции от 08.09.2005 по делу N А59-2443/05-С19 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Я.Р. о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области от 25.05.2005 N 38 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-2/4283
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании