Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 декабря 2005 г. N Ф03-А37/05-2/4403
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Магаданской области на решение от 21.09.2005 по делу N А-37-2689/05-5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N, 3-е лицо Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области, к Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Магаданской области о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 28 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2005 года.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N (далее по тексту ФГУДЭП N) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Магаданской области от 18.07.2005 N 80.
Решением суда от 21.09.2005 требование ФГУДЭП N удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Магаданской области предлагает решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе Федеральному государственному унитарному дорожному эксплуатационному предприятию N в удовлетворении заявленных требований.
При этом заявитель жалобы сослался на нормы главы 25 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2002, в которой не предусмотрены льготы в части НДС участникам ОЭЗ в Магаданской области, а также на п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001, в соответствии с которым нормы законов, в целом не связанных с вопросами налогообложения, касающиеся лишь налоговых льгот, подлежат применению до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового Кодекса РФ.
Заявитель жалобы сослался на то обстоятельство, что статьи 18 и ст. 56 НК РФ с 01.01.2005 действуют в новой редакции (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ), в соответствии с которой Кодекс не предусматривает специального налогового режима в виде особой экономической зоны, тогда как льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются лишь Налоговым кодексом РФ. Следовательно, положения ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" к правоотношениям, возникающим с 01.01.2005 применяться не должны.
В отзывах на жалобу Администрация особой экономической зоны в Магаданской области и Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N доводы заявителя жалобы отклонили и просили состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны и третье лицо не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, ФГУДЭП N является участником Особой экономической зоны, что подтверждается соответствующим свидетельством.
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.1999, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2005 освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в ПФ РФ и ФСС РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Поскольку Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" и НК РФ относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции РФ с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой. Правильный же выбор и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к ведению арбитражных судов.
Из анализа статьи ст. 17 НК РФ следует, что предоставляемые налогоплательщикам льготы не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.
Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2002 введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций", регламентирующая порядок уплаты данного налога. При этом не был отменен установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и, соответственно, право его участников на освобождение от уплаты суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет, определенное статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона N 104-ФЗ.
Кроме того, со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в числе признанных утратившими силу нормативных актов Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не указан.
Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в часть 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ о налогах и сборах" внесены изменения и дополнения в ст. 18 и ст. 56 НК РФ, однако этим законом также не установлено, что в связи с изменением налогового законодательства Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" утратил силу.
Кроме того, ст. 57 Конституции РФ и ст. 5 НК РФ предусмотрено, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Льгота, предусмотренная ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ действует с 07.07.1999 по 31.12.2005, то есть данные налоговые правоотношения, касающиеся предоставления льготы участникам ОЭЗ в Магаданской области являются длящимися правоотношениями. На основании правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в определении от 07.02.2002 N 37-О, внесение произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в сфере налоговых отношений, с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения, недопустимо.
Об отсутствии у законодателя намерения отменить льготы по налогообложению участников ОЭЗ, предусмотренные Федеральным законом "Об особой экономической зоне в Магаданской области", также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральном законе от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". В пункте 4 ст. 126 указанного закона содержится норма о приостановлении действия ст. 5 ФЗ N 104-ФЗ от 31.05.1999 лишь в части льгот по уплате акцизов и НДС на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что, льгота, предусмотренная ст. 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области", отменена в отношении налога на прибыль организаций с введением в действие главы 25 НК РФ и в связи с внесением изменений в ст. 18 и ст. 56 части 1 НК РФ, является ошибочным. Следовательно, доначисление налоговым органом ФГУДЭП N авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2005 года в доле федерального бюджета в размере 96448 руб., не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, и суд правомерно признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Магаданской области от 18.07.2005 N 80.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.09.2005 по делу N А-37-2689/05-5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2005 г. N Ф03-А37/05-2/4403
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании