Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2006 г. N Ф03-А37/06-2/834
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МИФНС России N 1 по Магаданской области - Войцеховская И.В., представитель по доверенности N ТА-05/11359 от 11.04.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 09.11.2005 по делу N А37-3198/05-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области к обществу с ограниченной ответственностью "М" о взыскании штрафа в сумме 50 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "М" (далее - общество) налоговых санкций в сумме 50 руб. за непредставление в установленный срок в налоговый орган декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (далее - декларация по страховым взносам), за 2004 год.
Решением суда от 09.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о неправильной квалификации налоговым органом совершенного обществом правонарушения, а именно: ответственность за несвоевременное представление в установленный срок в налоговый орган декларации по страховым взносам предусмотрена статьей 119, а не статьей 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), как полагает налоговая инспекция, поскольку названная декларация отвечает признакам налоговой декларации, указанным в статье 80 настоящего Кодекса.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе налоговой инспекции, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований о взыскании налоговых санкций. Заявитель жалобы считает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, а представляемая по ним декларация не является налоговой декларацией, следовательно, ее несвоевременное представление в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную статьей 126, а не статьей 119 НК РФ, как считает суд.
Общество отзыв на жалобу не представило, участие в судебном заседании не принимало, хотя о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя налоговой инспекции, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, руководителем налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки представленной обществом декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год принято решение N 5388/177 от 06.06.2005 о привлечении последнего к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок указанной декларации в виде наложения штрафа в размере 50 руб., которым предложено в 10-дневный срок со дня получения решения налогового органа уплатить сумму налоговой санкции. Неуплата обществом штрафа послужила основанием для обращения налоговой инспекции за его взысканием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Понятие налоговой декларации дано в статье 80 настоящего Кодекса, в соответствии с пунктом 9 которой правила, предусмотренные главой 13 Кодекса, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Из приведенных выше норм права следует, что если специальное законодательство предусматривает обязанность по представлению в установленный срок декларации по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то ответственность за несвоевременное представление указанной декларации наступает в таком же порядке, как и за непредставление налоговой декларации.
На основании изложенного, правильным является вывод суда о том, что декларация по страховым взносам отвечает признакам налоговой декларации, ответственность за непредставление которой в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок предусмотрена статьей 119 НК РФ.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) расчетным периодом при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно пунктам 2, 6 статьи 24 названного Закона данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователи отражают в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а декларацию по страховым взносам они представляют в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Материалами дела установлено, что общество, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, нарушило срок представления декларации по страховым взносам за 2004 год, которая представлена в налоговый орган не 30, а 31.03.2005.
Поскольку Закон об обязательном пенсионном страховании не предусматривает ответственность за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по страховым взносам, поэтому подлежат применению положения статьи 2 данного Закона, в соответствии с которой правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, налоговая инспекция неправомерно привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поэтому суд правомерно отказал ей в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций в сумме 50 руб.
На основании изложенного принятое решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 09.11.2005 по делу N А37-3198/05-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2006 г. N Ф03-А37/06-2/834
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании