Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-2/778
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Уссурийской таможни - Прохорова Ю.П., представитель по доверенности N 1475 от 13.03.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение от 06.10.2005, постановление от 14.12.2005 по делу N А51-7513/05 24-284 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Уссурийской таможни к государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании недействительным в части решения N 29 от 31.03.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2006 года.
Уссурийская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) N 29 от 31.03.2005 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 75800 руб.
Решением суда от 06.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2005, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Фонда признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании не содержит прямого запрета на внесение исправлений в листок нетрудоспособности после его оплаты. Нормативный акт, запрещающий внесение исправлений в листок нетрудоспособности и устанавливающий период, когда такие записи могут быть внесены, отсутствует. Суд, установив, что факты обоснованной выдачи листков нетрудоспособности подтверждаются наличием страховых случаев, и имевшиеся в спорных листках нетрудоспособности неточности устранены путем внесения в них исправлений до принятия Фондом оспариваемого решения, пришел к выводу об отсутствии у Фонда оснований для непринятия к зачету выплаченных по ним пособий в сумме 75800 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Фонда, который просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях. Заявитель жалобы полагает, что решение Фонда о непринятии к зачету произведенных таможней расходов в сумме 75800 руб. является законным и обоснованным, так как таможней пособия по временной нетрудоспособности в указанной сумме выплачены на основании неправильно оформленных и выданных с нарушением установленного порядка спорных листков нетрудоспособности. Доводы жалобы обосновываются ссылками на пункты 10, 18 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 101 от 12.02.1994 (далее - Положение о Фонде), пункт 9 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной приказом от 06.10.1998 N 291 Министерства здравоохранения РФ и N 167 Фонда социального страхования РФ. По мнению заявителя жалобы, внесение исправлений в листки нетрудоспособности после их оплаты и проведения проверки не может влиять на правомерность непринятия к зачету спорных сумм.
Таможня в судебном заседании и в отзыве на жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Фонд, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, участие в судебном заседании не принимал.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя таможни, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, специалистами Фонда проведена проверка Уссурийской таможни по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.04.2002 по 31.12.2004, по результатам которой 25.02.2005 составлен акт N 29с/с. Рассмотрев акт проверки с учетом возражений таможни на него Фондом 31.03.2005 принято решение N 29 о непринятии к зачету расходов в сумме 87871 руб., произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, по мнению Фонда, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке.
Таможня, не согласившись с названным решением, оспорила его в части непринятия к зачету расходов в сумме 75800 руб. в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу о том, что у Фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету данной суммы.
На основании пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования") одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования"
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.1994 N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ N 21 (далее - Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан), предусмотрено, что документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются листок нетрудоспособности и, в отдельных случаях, справки установленной формы.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Из содержания пункта 18 Положения о Фонде и пункта 9 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности также следует, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из анализа приведенных выше норм следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай), и данный факт документально подтвержден.
Материалами дела установлено, что основанием для непринятия Фондом к зачету расходов, произведенных таможней, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в сумме 75800 руб. послужило то обстоятельство, что листки нетрудоспособности, на основании которых выплачены перечисленные пособия, на момент их оплаты и проведения проверки не были надлежащим образом оформлены (л.д. 70-100, 118, 120), а именно: в листках нетрудоспособности на общую сумму 26035 руб. не указан вид нетрудоспособности, в листке нетрудоспособности, оформленном на Сидорова А.Б. указано два вида нетрудоспособности; листки нетрудоспособности на Балесного С.М. (4476 руб.) и Мельникова С.В. (3116 руб.) выданы единолично и единовременно на срок более 10 дней; в листках нетрудоспособности на Багрову Я.В. (670 руб.) не указано место работы, на Бочарову О.Ю. (36093 руб.) - место работы, адрес лечебного учреждения, печать не соответствует наименованию, на Завгороднего В.Ю. (2732 руб.) - место работы не соответствует наименованию предприятия; листок нетрудоспособности на Глотова О.Ю. (1958 руб.) не заверен круглой печатью лечебного учреждения; в справках о постановке на учет в ранние сроки беременности Юдовой О.А. (360 руб.) и Довшковой Л.Ю. (360 руб.) отсутствует указание на срок беременности. При этом имеющиеся в материалах дела спорные листки нетрудоспособности, выданные в 2002 году, подлежали оформлению в соответствии с Порядком оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России от 13.01.1995 N 5, который предусматривал возможность внесения в них исправлений. Названный Приказ отменен Приказом Минздрава РФ от 10.12.2002 N 373, и с 2003 года порядок оформления листков нетрудоспособности не урегулирован, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что у Фонда отсутствовали основания для непринятия к зачету расходов, произведенных в 2003-2004 годах, на выплату пособий по временной нетрудоспособности по причине оформления с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности.
Как правильно отметил суд обеих инстанций, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и не устанавливает период их внесения в указанные документы. В поименованные листки нетрудоспособности до принятия оспариваемого решения, 31.03.2005, внесены надлежащим образом оформленные исправления (л.д. 9-27, 119, 120а), что Фондом не оспаривается, им также не оспариваются факты утраты трудоспособности работниками таможни по спорным листкам нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах, вывод суда о неправомерном непринятии к зачету расходов в сумме 75800 руб., произведенных таможней на цели обязательного социального страхования, является правильным.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.10.2005, постановление апелляционной инстанции от 14.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7513/0521-284 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.2 ст.243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
ФСС РФ полагает, что расходы по неправильно оформленным и выданным с нарушением установленного порядка листам нетрудоспособности к зачету не принимаются.
Суды первой и апелляционной инстанций признали указанную позицию неправомерной.
Рассматривая кассационную жалобу ФСС РФ, федеральный арбитражный суд указал следующее.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона N 165-ФЗ не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай), и данный факт документально подтвержден.
При этом действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и не устанавливает период их внесения в указанные документы.
Таким образом, решение ФСС РФ об отказе в зачете расходов по временной нетрудоспособности по причине неправильного оформления листов неправомерно в связи с тем, что имел факт утраты трудоспособности и данный факт документально подтвержден.
Учитывая вышеизложенное, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы, судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2006 г. N Ф03-А51/06-2/778
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании