Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3684
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 30.06.2005, постановление от 30.08.2005 по делу N А04-2049/05-1/128 Арбитражного суда Амурской области, по иску Прокурора Амурской области в интересах муниципального образования Ивановский сельсовет Ивановского района Амурской области к Отделению по Ивановскому району Управления федерального казначейства по Амурской области, третьи лица: Администрация Ивановского сельсовета по Амурской области, Управление Федерального казначейство по Амурской области, о признании незаконными действий и об обязании заключить соглашение.
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 29.11.2005.
Прокурор Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением в интересах Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Ивановского района Амурской области к Отделению по Ивановскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее Отделение УФК) о признании на основании Приказов Министерства финансов РФ от 19.04.2000 N 46н, от 31.07.2001 N 58н, статьи 39 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2005 год" недействительным отказа Отделения УФК от заключения с местной администрацией соглашения о кассовом обслуживании при исполнении бюджета района и об обязании заключить соглашение о кассовом обслуживании исполнения бюджета Ивановского сельсовета.
В качестве третьего лица на стороне ответчика к участию в деле судом привлечено Управление федерального казначейства по Амурской области (УФК по Амурской области), а на стороне истца: Администрация Ивановского района.
Решением от 30.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2005, иск удовлетворен в полном объеме.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе УФК по Амурской области.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок исполнения функций органами Федерального казначейства по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В рассмотрении кассационной жалобы стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не участвовали.
При проверке законности обжалованных решения и постановления установлено, что они подлежат отмене, а иск - отклонению по следующим основаниям.
После утверждения решением Ивановского сельского Совета народных депутатов от 24.01.2005 N 119 бюджета муниципального образования на 2005 год глава этого органа местного самоуправления обратился к Отделению УФК с заявлением от 31.01.2005 N 22 об открытии лицевого счета для учета средств, поступающих в бюджет села на безвозвратной основе из вышестоящих бюджетов.
Одновременно ответчику направлен проект соглашения о частичном кассовом обслуживании исполнения бюджета муниципального образования и упомянутое решение от 24.01.2005 N 119, пунктом 7 которого предусмотрено, что в 2005 году частичное кассовое обслуживание исполнения бюджета в части доходов (дотаций, субвенций, субсидий и средств по взаимным расчетам и расходам, осуществляемым за счет перечисленных средств) передается Отделению УФК на основании соглашения, проект которого предъявлен ответчику для подписания 31.01.2005.
Письмом от 31.01.2005 N 02-06/03 проект соглашения возвращен Администрации Ивановского сельсовета без подписания со ссылками на то, что заключение соглашения противоречит нормам действующего на эту дату бюджетного законодательства, после чего в адрес ответчика Прокурором Амурской области направлено Представление от 15.02.2005 об устранении нарушения закона.
Представление Прокурора Отделением УФК отклонено письмом от 10.03.2005 N 02-06/17 со ссылками на то, что Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2005 год" не предусмотрены субсидии и субвенции бюджетам городских и сельских поселений.
Отклонение представления мотивировано также статьей 139 БК РФ и пунктом 2 статьи 2 ФЗ РФ "О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений" от 20.08.2004 N 120-ФЗ.
Указанным пунктом закона предусмотрено вступление в силу с 01.01.2006 статей 136-142 БК РФ и пункта 30 статьи 1 настоящего Федерального закона, которым вводятся межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских и сельских поселений и передача полномочий органами государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления районного уровня по расчету и предоставлению субвенций бюджетам этих поселений.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на наличие у органов местного самоуправления (всех уровней) права переводить исполнение своих бюджетов на кассовое обслуживание в территориальные отделения Федерального казначейства.
При этом суд первой инстанции, а затем и апелляционная инстанция, руководствовались частью 4 статьи 14 ФЗ РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ, действующими Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства (в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 31.07.2001 N 58н), а также Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 26.08.2004 N 70н.
При этом судом не учтено верховенство БК РФ по отношению ко всем другим нормативным актам, регулирующим отношения в бюджетной сфере (статья 3 БК РФ), а также то, что статьи 136-142 БК РФ, предусматривающие порядок предоставления финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов и полномочия органов местного самоуправления вводятся в действие с 01.01.2006 (пункт 2 статьи 2 ФЗ "О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений" от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Учитывая, что по состоянию на день обращения Администрации Ивановского сельсовета к ответчику с заявлением о подписании спорного соглашения у сторон отсутствовали полномочия на изменение действовавшего до 01.01.2006 порядка кассового исполнения местного бюджета, доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него полномочий на кассовое обслуживание бюджета сельского поселения до 01.01.2006 признаются обоснованными.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.06.2005, постановление от 30.08.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2049/05-1/129 отменить, заявление Прокурора Амурской области отклонить в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3684
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании