Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 марта 2006 г. N Ф03-А16/06-2/356
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Ч" - Игнатова Н.С. - юрисконсульт, дов. N 17 от 13.02.2006, от ответчика: ИФНС по г. Биробиджану ЕАО - Кислицина Е.В. - заместитель начальника юридического отдела, дов. б/н от 19.09.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области на решение от 07.11.2005 по делу N А16-1278/2005-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ч" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ч" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Биробиджану Еврейской автономной области по начислению пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 2004 и первом квартале 2005 годах и об обязании налоговый орган произвести сложение начисленной суммы пени.
Решением от 07.11.2005 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
На вступивший в законную силу судебный акт ИФНС России по городу Биробиджану ЕАО подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права. Так заявитель, ссылаясь на статью 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", согласно которой сумма авансовых платежей может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения полагает, что начисление пени на авансовые платежи, подлежащие ежемесячному перечислению по итогам отчетного периода, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, заявитель считает, что суд неправомочен обязать налоговый орган произвести сложение суммы пени начисленной по лицевому счету, поскольку карточка лицевого счета является внутренним документом инспекции.
Представитель налогового органа доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ч" против доводов кассационной жалобы возражал, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
В силу статьи 24 Закона уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
На основании статьи 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов возможно только с определенного момента - по итогам квартала и с учетом порядка, установленного приведенными выше нормами. Начисление пеней по ежемесячным авансовым платежам не предусмотрено ни Федеральным законом, ни Налоговым кодексом Российской Федерации.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами, налоговым органом начисление пени производилось ежемесячно, в результате налогоплательщиком в 2004 году и первом квартале 2005 года излишне уплачено в бюджет 935 рублей 23 копейки.
Следовательно, выводы суда о нарушении прав налогоплательщика неправомерными действиями налогового органа являются обоснованными.
В то же время судебный акт в части возложения обязанностей на налоговый орган произвести снятие начислений по лицевому счету является ошибочным. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411) Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженностей по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.11.2005 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-1278/2005-3 в части обязания Инспекции ФНС РФ по городу Биробиджану Еврейской автономной области произвести снятие начислений по лицевому счету с общества с ограниченной ответственностью "Ч" 935,23 рублей пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год и первый квартал 2005 года отменить и в удовлетворении требований Обществу в данной части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2006 г. N Ф03-А16/06-2/356
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании