Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1574
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 01.12.2005, постановление от 31.01.2006 по делу N А51-4819/2005 13-106 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 11643,83 руб.
Резолютивная часть постановления от 02.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 10.05.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю, Управление) о взыскании расходов за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям г. Владивостока по льготе согласно Федеральному закону РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", "О статусе героев Советского Союза, героев РФ и полных кавалеров ордена славы" за период с августа по декабрь 2004 года, в сумме 11643,83 руб.
Решением арбитражного суда от 01.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2006, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на статью 7 Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", постановление Правительства РФ от 03.04.1997 N 382 и письмо Министерства финансов от 05.10.1992 N 112 в соответствии с которыми, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного закона, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета. Кроме того, УФК по Приморскому краю указывает на недоказанность КГУП "Приморский водоканал" фактов образования долга в связи с предоставлением указанных льгот и понесения им убытков в спорный период.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает решение от 01.12.2005 и постановление от 31.01.2006 законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с августа по декабрь 2004 года КГУП "Приморский водоканал", оказывая услуги водоснабжения и водоотведения, действовало в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", предоставляя льготу, в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг жителям г. Владивостока, подпадающим под действие указанного нормативного правого акта, за счет собственных средств на сумму 11643,83 руб.
Данные расходы до настоящего времени не компенсированы, в связи с чем КГУП "Приморский водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Не компенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют их убытки, которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КГУП "Приморский водоканал" во исполнение Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" предоставило в августе - декабре 2004 года льготу в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг жителям г. Владивостока, подпадающим под действие указанного нормативного правого акта. В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследованы: отчеты о сумме предоставленных льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги в спорный период; справки о суммах льгот; акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2005, 01.07.2005, подписанные представителями истца и Администрации муниципального образования г. Владивосток; списки граждан, пользующихся льготой согласно федерального законодательства в указанный период; квитанции об оплате услуг по льготе.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности КГУП "Приморский водоканал" фактов образования долга в связи с предоставлением указанных льгот и понесения им убытков в спорный период, судом кассационной инстанции отклоняются.
Сумма некомпенсированных КГУП "Приморский водоканал" выпадающих доходов составляет 11643,83 руб.
Согласно статье 7 Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" расходы, связанные с реализацией данного нормативного акта, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004" финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" осуществляется из Фонда компенсаций.
Судом установлено, что в 2004 году из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона РФ от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" Приморскому краю перечислено 785940 руб., из них муниципальному образованию г. Владивосток выделено 356000 руб., которые в полном объеме израсходованы.
В силу положений Федерального закона РФ от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона РФ N 119-ФЗ следует читать как "24.07.1999"
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьями 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация его исполнения, а также осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением относится к компетенции Министерства финансов РФ.
Исходя из изложенных обстоятельств, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации и надлежащим ответчиком правомерно признано Министерство финансов РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.12.2005, постановление от 31.01.2006 по делу N А51-4819/2005 13-106 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1574
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании