Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1421
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре на решение от 30.11.2005, постановление от 25.01.2006 по делу N А73-12426АП/2005-20 (АИ-1/65/06-5) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Ш.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2005 N 04020805150002.
Резолютивная часть постановления от 18 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2006 года.
Индивидуальный предприниматель Ш.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - инспекция, административный орган) от 02.08.2005 N 04020805150002 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговым органом нарушен двухмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности соблюден. Поскольку данное административное правонарушение нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 27.07.2005 налоговым органом проведена проверка деятельности предпринимателя в арендуемом им консультационно-внедренческом центре, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 19, офис 8, по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ).
В ходе проверки наличные денежные расчеты с клиентами не проводились, при снятии Х-отчета с контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) установленная выручка за 27.07.2005 в сумме 1580 руб. соответствует наличным денежным средствам в кассе. Проверка проводилась на основании заявления гражданки Юрищевой Л.С. от 18.07.2005, согласно которому 30.05.2005 ею были оплачены консультационные услуги в сумме 2100 руб. в кассу предпринимателя Ш.В., о чем был выписан приходно-кассовый ордер от 30.05.2005 N Швм-000055, а Юрищевой Л.С. выдана квитанция к приходно-кассовому ордеру, при этом контрольно-кассовый чек не выдавался.
По данному факту 28.07.2005 в отношении предпринимателя составлен протокол N 18280705160000 об административном правонарушении, 02.08.2005 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ, в соответствии с которым предпринимателю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 3000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, арбитражный суд обеих инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что факт административного правонарушения установлен и доказан, но налоговым органом нарушен срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление налогового органа подлежит признанию незаконным и отмене. При этом суд правильно указал на следующее.
В силу требований пункта 1 статьи 2 Закона о применении ККТ, контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 5 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны, в том числе, выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Факт совершения административного правонарушения установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Между тем, в силу требований части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" также указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.5 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, факт неприменения ККМ имел место 30.05.2005, постановление по делу об административном правонарушении вынесено 02.08.2005, тогда как срок для привлечения к административной ответственности истекал 30.07.2005.
Согласно части 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки давности, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о том, что срок давности для привлечения предпринимателя к административной ответственности истек, что является обстоятельством, исключающим производство по делу, и обоснованно признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным и отменил его.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и, соответственно, годичного срока давности привлечения к административной ответственности признаются несостоятельными.
Вмененное налоговым органом предпринимателю правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, как следует из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 31.07.2003 N 16, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Поэтому правомерен вывод арбитражного суда обеих инстанций о том, что, исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного и исходя из доводов кассационной жалобы, основания для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.11.2005, постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 по делу N А73-12426АП/2005-20 (АИ-1/65/06-5) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Предприниматель привлечен к ответственности за неприменение ККМ. По мнению ИФНС, данное административное правонарушение нарушает законодательство РФ о защите прав потребителей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Не согласившись с таким решением, предприниматель обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанции поддержали налогоплательщика, указав на истечение срока давности привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налоговой инспекции федеральный арбитражный суд указал на то, что вмененное предпринимателю правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 г. N 16).
Также согласно п.8 данного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в ст.4.5 КоАП РФ.
Таким образом, решение ИФНС о привлечении к ответственности неправомерно, поскольку истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь изложенным, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы ИФНС, судебные акты нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1421
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании