Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/1119
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю - Горяный А.В. представитель по доверенности от 10.01.2006 N 01/1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю на решение от 20.12.2005 по делу N А51-9116/02 18-206 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Б.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 12.07.2002 N 2945.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2006 года.
Индивидуальный предприниматель Б.Н. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю, в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.07.2002 N 2945 о доначислении страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год, начислении пеней за несвоевременную их уплату.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2002 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт инспекции в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 руб. и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 руб. признан недействительным ввиду уплаты предпринимателем до вынесения 12.07.2002 решения инспекцией. В части начисления пеней в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на правомерность начисления пени, поскольку страховые взносы во внебюджетные фонды исчислены за 2000 год по ставкам, установленным законодательством, действующим в период спорных правоотношений.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 29.12.2003 названные судебные акты оставил в силе.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.08.2004 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края, поскольку судебными инстанциями не учтено, что после вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ недоимка страховых взносов во внебюджетные фонды, образовавшаяся в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, должна рассчитываться с учетом ставки, установленной на момент введения в действие главы 24 Кодекса.
При новом рассмотрении дела решением суда от 20.12.2005 в удовлетворении требований инспекции отказано.
При этом суд указал, что расчет страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем в 2000 году во внебюджетные фонды, рассчитанный налоговым органом исходя из стоимости выданного предпринимателю патента, неправомерен, а уточненный расчет не может быть принят во внимание, поскольку в нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ инспекцией размер страховых взносов определен расчетным путем, а не на основании имевшихся в наличии документов по результатам налоговой проверки.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным решением, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, отсутствие соответствующих документов учета доходов и расходов предпринимателя не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты причитающихся пеней.
Предприниматель, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия при ее рассмотрении не принимала, в отзыве на жалобу против отмены обжалуемого судебного решения высказала возражения со ссылкой на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав пояснения предпринимателя, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из установленных судом обстоятельств дела, Б.Н. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Администрацией города Артема Приморского края 21.01.1998, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 6177.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя по вопросу уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, в ходе которой установлено, что в 2000 году предпринимателем не уплачивались страховые взносы и не представлялись сведения о доходах в Пенсионный фонд РФ, что зафиксировано в акте от 24.06.2002 N 221.
Решением инспекции от 12.07.2002 N 2945, вынесенным по результатам проверки, предпринимателю доначислены за 2000 год страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 33686 руб. и в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5886 руб., а за несвоевременную их уплату начислены пени - 21217 руб. 12 коп. и 3707 руб. 29 коп. соответственно.
Требованием N 04-2762 от 12.07.2002 налоговый орган предложил предпринимателю уплатить страховые взносы и пени на общую сумму 64496 руб. 41 коп.
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель оспорила его в судебном порядке. Учитывая, что доначисленные страховые взносы уплачены предпринимателем во внебюджетные фонды до вынесения налоговым органом 12.07.2002 решения, арбитражным судом проверено оспоренное решение инспекции в части правомерности расчета данных платежей и в части начисления пеней.
При начислении страховых взносов за 2000 год инспекция руководствовалась положениями Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", а также Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку предпринимателем был получен патент.
Предприниматель в 2000 году находилась на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, о чем ей 21.12.1999 был выдан патент серии АВ 25 N 512476.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Согласно пункту 4.8 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства и перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами власти субъекта Российской Федерации, с доходов, определяемых исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного налога, которая не должна превышать 30%.
На территории Приморского края годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, а также порядок и сроки уплаты были определены постановлениями губернатора Приморского края от 26.07.1999 N 317, от 23.05.2000 N 410, от 07.06.2000 N 444, которые решением Приморского краевого суда от 01.03.2001 были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания по причине нарушения порядка их издания.
Между тем пунктом "б" статьи 1, статьей 4 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлен тариф страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,6% доходов, исходя из стоимости патента; в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6%.
Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" тарифы страховых взносов установлены в тех же размерах.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57, положения пункта "б" статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, поскольку они нарушают конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов и субъектов тарифообложения.
Поскольку признание Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не означает освобождение от обязанности их уплаты вообще, в пункте 4 резолютивной части Постановления Конституционный Суд РФ отметил, что после введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
Определением от 20.11.2001 N 246-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установленный пунктом 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П порядок исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо от избранной законодателем формы нового правового регулирования отношений, связанных с платежами в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды Российской Федерации.
С вступлением в силу с 01.10.2001 части второй Налогового кодекса РФ страховые взносы в государственные внебюджетные фонды заменены уплатой единого социального налога.
Частью 3 статьи 241 НК РФ установлен размер отчислений в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Таким образом, расчет страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем в 2000 году во внебюджетные фонды исходя из стоимости патента, налоговым органом, согласно его решению, произведен неправомерно.
Между тем, налоговый орган при новом рассмотрении дела, исходя из возникшей ситуации, счел, что поскольку отсутствуют доказательства о произведенных предпринимателем расходах за 2000 год, имеются основания для применения положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, поэтому в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде инспекция представила расчет страховых взносов во внебюджетные фонды, определив размер расходов предпринимателя на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках. В обоснование своих действий налоговый орган указал на утрату изъятых органом налоговой полиции в рамках проведения налоговой проверки в мае 2002 года в числе иных документов книги учета доходов и расходов за 2000 год.
Арбитражным судом такой расчет страховых взносов не принят во внимание, так как не является законным основанием для применения вышеназванной правовой нормы обстоятельство утраты не по вине налогоплательщика соответствующих документов, необходимых для определения объекта налогообложения согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ. В этой связи правомерно обоснование судом выводов со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 301-О.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, заявитель жалобы не представил.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9116/02 18-206 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/1119
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании