Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1861
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 13.12.2005, постановление от 21.02.2006 по делу N А73-5581/2005-30 (АИ-1/88/06-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Охотские тепловые сети" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, 3-и лица: администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района, о взыскании 1102272 руб. 98 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Охотские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1102272 руб. 98 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района.
Решением от 13.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как незаконные и необоснованные.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указывает на то, что суды обеих инстанций необоснованно не приняли во внимание то, что со стороны Российской Федерации обязанность по учету расходов субъектов РФ, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах" в 2004 году была выполнена надлежащим образом.
Также ссылается на то, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в течение 2004 года МУП "Охотские тепловые сети" предоставляло за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в Охотском районе и имеющим право на получение их в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 1102272 руб. 98 коп., не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, представленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Подпунктом 2 ст. 10 указанного Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
В силу части 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Однако Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" N 155 Охотскому району предусмотрено направление денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 3162 тыс. руб., а фактически денежные средства были выделены в сумме 3204,7 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием указанных средств в деле не имеется.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.12.2005 и постановление от 21.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5581/2005-30 (АИ-1/88/06-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1861
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании