Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2006 г. N Ф03-А37/06-2/868
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 29.11.2005 по делу N А37-3051/05-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Р.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, 3-е лицо: Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны", о признании недействительным решения N ТА-09-18/6351 от 15.08.2005.
Резолютивная часть постановления от 26 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 4 мая 2006 года.
Индивидуальный предприниматель Р.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения N ТА-09-18/6351 от 15.08.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением суда от 29.11.2005 заявленные требования удовлетворены, частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Судебный акт мотивирован ссылкой на то, что предприниматель, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - участник ОЭЗ), обоснованно воспользовался льготой по НДС, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ), в соответствии с которой участник зоны освобождается от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление N 646) определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:
- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.
Исходя из смысла указанных норм права, суд пришел к выводу что для урегулирования спорных правоотношении имеет значение регистрация по территориальному признаку, то есть по месту осуществления фактической деятельности, и к этой регистрации можно приравнять постановку на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения как самого юридического лица, так и его обособленных подразделений.
Поскольку предприниматель осуществлял операции с юридическим лицами, поставленными на учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах Магаданской области, то он правомерно воспользовался льготой участника ОЭЗ и не уплатил в бюджет НДС за 1 квартал 2005 года в сумме 104962 руб., и налоговый орган необоснованно доначислил оспариваемым решением указанную сумму налога к уплате, начислил соответствующие пени и привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе налоговой инспекции, которая просит его отменить, сославшись на неправомерное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что предприниматель не вел раздельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области и вне территории ОЭЗ и пределов Магаданской области, что является нарушением статьи 5 Закона N 104-ФЗ.
Предприниматель и Администрация ОЭЗ представили отзывы на жалобу, но участие в судебном заседании не принимали, также как и налоговый орган, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной проверки представленных предпринимателем налоговых деклараций (с учетом уточненной) по НДС за 1 квартал 2005 года приняла 15.08.2005 решение N ТА-09-18/6351 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в связи с наличием события налогового правонарушения и одновременно предложила предпринимателю уплатить доначисленный налог и соответствующие ему пени.
Предприниматель не согласился с данным решением и обжаловал его в арбитражный суд, который, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение недействительным.
При этом суд исходил из того, что предприниматель является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается регистрационным свидетельством.
В соответствии со статьей 5 Закона N 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.
Налоговый орган не оспаривает, что НДС в сумме 104962 руб. получен предпринимателем от операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществленных в пределах ОЭЗ и Магаданской области, но поскольку получен от оказания услуг покупателям, не зарегистрированным в ОЭЗ или Магаданской области, то предприниматель неправомерно воспользовался льготой как участник ОЭЗ.
Довод налогового органа является ошибочным и противоречит статье 5 вышеуказанного Закона N 104-ФЗ, которая предусматривает ведение учета участником ОЭЗ операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых им в пределах ОЭЗ и Магаданской области. Данный учет предприниматель вел и правомерно воспользовался льготой, предоставленной указанной нормой права.
Ссылка налогового органа на то, что предприниматель необоснованно не уплатил в бюджет НДС, полученный от ООО "НПФ "Геотехсервис", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"; ЗАО "Чукотская горно-гелогическая компания", не зарегистрированных в ОЭЗ или в Магаданской области, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 646, правомерно признана судом несостоятельной, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для его доначисления, так как указанные организации в лице филиалов, расположены в г. Магадане и состоят на налоговом учете в налоговой инспекции N 1 по Магаданской области по месту осуществления деятельности в Магаданской области, то есть предпринимателем соблюдены требования Постановления N 646, а именно: операции осуществляются с организациями, зарегистрированными в Магаданской области, и там же находятся объекты операций, а услуги оказывает участник ОЭЗ, поэтому предприниматель правомерно не уплатил НДС в сумме 104962 руб. в бюджет, воспользовавшись льготой, предоставленной статьей 5 Закона N 104-ФЗ.
Кроме этого, заявляя о том, что предприниматель не велся раздельный учет по операциям, осуществляемым в пределах и вне ОЭЗ, налоговый орган не обосновал, какая сумма налога получена налогоплательщиком от операций, осуществляемых за пределами ОЭЗ, и неправомерно заявлена в декларациях за 1 квартал 2005 года, как льготируемая.
В связи с изложенным, не принимается во внимание как ошибочный довод заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.11.2005 по делу N А37-3051/05-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г. N Ф03-А37/06-2/868
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании