Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1107
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального Совета г. Тында на решение от 23.11.2005 по делу N А04-8283/05-1/913 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Муниципального Совета г. Тында к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о признании незаконными решения от 13.07.2005 и предписания от 13.07.2005 N 28.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.05.2006.
Муниципальный Совет г. Тында обратился в Арбитражный суд Амурской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - УФАС по Амурской области) с заявлением о признании незаконными решения от 13.07.2005 и предписания от 13.07.2005 N 28 о прекращении нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" путем внесения изменения в решении Муниципального Совета г. Тынды от 01.12.2004 N 172 "Об утверждении Положения "Об арендной плате за пользование муниципальным имуществом в 2005 году по городу Тынде".
Решением от 23.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется в порядке и в пределах определенных ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Тында, который просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права (Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131, Приказа Федеральной антимонопольной службы от 02.02.2005 N 12 "Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 N 135 "Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы"), и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области в отзыве на кассационную жалобу изложило возражения относительно ее доводов, и, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просило оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, заявило ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие своих представителей.
Изучив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения от 23.11.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела Решением Муниципального Совета города Тынды от 01.12.2004 года N 172 утверждено Положение "Об арендной плате за пользование муниципальным имуществом в 2005 году по городу Тынде".
В Амурское УФАС России поступило сообщение ООО "Гея-торг" о действиях МУП "Жилсервис", установившего на коммунальные услуги и услуги связанные с содержанием арендованных помещений, необоснованно высокие тарифы, что приводит, по мнению арендатора, к ущемлению интересов арендаторов муниципального имущества и созданию препятствий для развития предпринимательской деятельности в городе Тынде.
Приказом от 22.06.2005 года N 104 антимонопольным органом создана комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, которой установлено, что Решением Муниципального Совета установлен порядок расчета арендной платы за пользование муниципальными помещениями, учитывающий не только качество и характеристику строения, условия размещения и благоустройство здания, помещения которого передаются в аренду, но и вид деятельности (Кд) и вид отрасли (Ко), в рамках которых осуществляет деятельность арендатор муниципального имущества.
В этой связи 13.07.2005 УФАС по Амурской области вынесено решение о выдаче органу местного самоуправления г. Тында предписания о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которыми предписано прекратить нарушение вышеуказанного закона, а именно внести изменение в решение Муниципального Совета г. Тында от 01.12.2004 N 172 "Об утверждении Положения "Об арендной плате за пользование муниципальным имуществом в 2005 году по городу Тынде", которым установлен порядок по определению размеров арендных платежей, ставящий в дискриминационные условия хозяйственной деятельности по оплате арендной платы хозяйствующих субъектов, имеющих разную форму собственности (муниципальную и немуниципальную), различный спектр использования помещений одного назначения, разный уровень обслуживания потребителей, зарегистрированных и незарегистрированных в муниципалитете, оказывающих разные виды услуги правового характера.
Считая данные решение и предписание не соответствующими законодательству и нарушающими права Муниципального Совета г. Тында как собственника муниципального имущества, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В статье 7 Закона установлено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом (п. 2 ст. 7 Закона).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, применяя положения ст.ст. 70, 75 Закона Амурской области от 23.10.2003 N 33-ОЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Амурской области", п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пришел к выводу о том, что Решением Муниципального Совета города Тынды от 01.12.2004 года N 172 утверждено Положение "Об арендной плате за пользование муниципальным имуществом в 2005 году по городу Тынде" нарушены требования п. 1 ст. 7 вышеназванного закона.
Кроме того, судом исследованы доказательства по делу и установлено, что заявитель не доказал, что принятие данного решения нарушает его права как собственника муниципального имущества, поскольку согласно п. 1 ст. 16 Устава, полномочия Муниципального Совета определяются Федеральным Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Законом Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области".
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Таким образом, при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по льготам арендной платы за пользование муниципальным имуществом в 2005 году по г. Тында, орган местного самоуправления обязан принимать решения в соответствии с действующим законодательством. При этом, положения п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции не отменяет полномочия органа местного самоуправления о распоряжении муниципальным имуществом.
Поэтому несостоятельны доводы заявителя жалобы о том, что решение УФАС по Амурской области ограничивает права собственника в лице муниципального образования г. Тынды, закрепленные положениями ст. 209 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Так как пункт 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает обязанность согласования с антимонопольным органом проектов решений о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, поэтому оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией не установлено. Правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.11.2005 по делу N А04-8283/05-1/913 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1107
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании