Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/05-1/1658
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Афанасьева Е.С. - юрисконсульт по доверенности N 7/107 от 22.02.2006, от ответчика: Министерство финансов РФ: Бертина Н.В. - специалист юридического отдела по доверенности N 1557 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 25.11.2005, постановление от 09.02.2006 по делу N А73-4389/2005-51 (АИ-1/30/06-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Хабаровского муниципального района, Комитету социальной защиты Администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 99724 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Хабаровского муниципального района, Комитету социальной защиты Администрации Хабаровского муниципального района о компенсации расходов (выпадающих доходов) в сумме 99724 руб. 68 коп., связанных с предоставлением в период 2002-2004 годов льгот в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, на которых распространяется действие ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
До принятия решения истец уменьшил сумму искового требования до 83482 руб. 44 коп. в связи с неверным расчетом.
Решением от 25.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2005, иск удовлетворен за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на неполное целевое финансирование в сумме 78621 руб. 82 коп. В остальной части иска отказано.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Участвующий в настоящем судебном заседании представитель Министерства финансов РФ доводы жалобы поддержал и просил принятые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Представитель истца жалобу отклонил и просил принятые судебные акты оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период 2002-2004 годов льгот в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, на которых распространяется действие ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Объем оказанных ОАО "Хабаровскэнерго" этой категории граждан услуг, тарифные ставки на эти услуги и общую сумму расходов предприятия, подтвержденные актом сверки (кроме льгот, предоставленных гр. Боднарь), сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
При этом судом установлено, что ФЗ "О федеральном бюджете" на соответствующие годы не предусмотрено выделение денежных средств Хабаровскому краю для реализации льгот, гарантированных ФЗ "О ветеранах".
Судами обеих инстанций обоснованно отклонены доводы Министерства финансов РФ о том, что спорные льготы должны финансироваться за счет средств налога на доходы физических лиц, 100% которого оставлено в бюджете субъекта РФ, поскольку ФЗ "О федеральном бюджете" не содержат указаний на то, что средства, полученные субъектом РФ в качестве налога на доходы физических лиц (НДФЛ), должны быть использованы на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, то обстоятельство, что Законами Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края" (на соответствующие годы) установлено, что средства от налога на доходы физических лиц, поступающие в бюджет края, направляются на реализацию ФЗ "О ветеранах", не означает, что между органами государственной власти, исполняющими бюджеты Федерации и края, достигнуто соглашение о том, что этот налог должен использоваться целевым назначением на компенсацию льгот, гарантированных ФЗ "О ветеранах".
Денежные средства, полученные субъектом РФ от налога на доходы физических лиц в 2002-2004 годах, доведены до администраций муниципальных образований Хабаровского края, в том числе и до Администрации Хабаровского муниципального района, которой, в свою очередь, указанные средства доведены до получателей, в том числе и до истца. Вместе с тем, данных средств на компенсацию предоставленных населению льгот в полном объеме оказалось недостаточно.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Судами обоснованно исключена из размера убытков сумма в размере 5023 руб. 32 коп., предоставленная гр. Боднарь в период с 2002 года по декабрь 2003 года, поскольку право на указанную льготу у нее возникло с момента получения удостоверения, дающего право на ее получение (с 09.12.2003).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.11.2005, постановление от 09.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4389/2005-51 (АИ-1/30/06-37) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/05-1/1658
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании