Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1438
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: Министерство финансов РФ: Заварихина С.А., представитель по доверенности от 31.01.2006 N 1548, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 08.11.2005, постановление от 23.01.2006 по делу N А73-5368/2005-26 (АИ-1/1573/05-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного Эльбанского многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Администрации Эльбанского поселкового муниципального образования Амурского района, третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление Администрации г. Амурска с Амурским районом о взыскании 2269148 руб. 13 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2006 года.
Муниципальное унитарное Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУЭМП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Администрации Эльбанского поселкового муниципального образования Амурского района, третьим лицам: Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Амурска с Амурским районом - о компенсации расходов (выпадающих доходов) в сумме 2269148 руб. 13 коп., связанных с предоставлением в период с 01.08.2003 по 31.12.2004 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам образования и государственной ветеринарной службы, проживающим в сельской местности, на которых распространяется действие Законов РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
До вынесения решения истец уточнил исковые требования к каждому из ответчиков и просит взыскать сумму 1612352 руб. 72 коп. (по работникам образования) с Министерства финансов РФ, а сумму 656795 руб. 41 коп. (по работникам ветеринарной службы) - с администрации муниципального образования.
Решением от 08.11.2005 иск в полном объеме удовлетворен за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на неполное целевое финансирование.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2005, решение суда изменено: с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ взыскано 1612352 руб. 72 коп. в связи с уточнением иска истцом.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Жалоба мотивирована нарушением судами норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержал. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При проверке законности принятых по настоящему делу судебных актов установлено, что постановление апелляционной инстанции отмене либо изменению не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с 01.08.2003 по 31.12.2004 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам образования и государственной ветеринарной службы, проживающим в сельской местности, на которых распространяются действия Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Объем оказанных МУЭМП ЖКХ этим категориям граждан услуг, тарифные ставки на эти услуги и общую сумму расходов предприятия, подтвержденные актом сверки, сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ФЗ РФ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", ФЗ РФ от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", а также ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
Для возмещения Хабаровскому краю затрат, связанных с реализацией в спорном периоде Закона РФ "Об образовании" и Закона РФ "О ветеринарии" в федеральном бюджете предусмотрено 24831600 руб. в 2003 году и 28168200 руб. в 2004 году.
Указанные средства перераспределены в бюджеты муниципальных образований края в полном объеме и доказательств нецелевого использования денежных средств субъектом РФ материалы дела не содержат.
Предоставленные муниципальному образованию денежные средства доведены до получателей, в том числе и до истца.
Вместе с тем, данных средств на компенсацию предоставленных населению льгот в полном объеме оказалось недостаточно.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
При этом признается правомерным вывод апелляционной инстанции о том, что суд первой инстанции в нарушение Главы 20 АПК РФ вышел за пределы искового требования, поскольку из материалов дела следует, что истец заявлением от 24.10.2005 (т.д. 2 л.д. 68-69) уточнил размер иска в отношении каждого из ответчиков: Министерству финансов РФ предъявлена сумма в размере 1612352 руб. 72 коп., а оставшаяся сумма предъявлена Администрации Эльбанского поселкового муниципального образования Амурского района.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 23.01.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5368/2005-26 (АИ-1/1573/05-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1438
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании