Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1622
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Павлова Е.В. - представитель по доверенности N 1-е от 10.01.06, от ответчика: Финуправления администрации Хабаровского района - Солодянкин Г.Н., представитель по доверенности N 2 от 11.01.06; Минфина РФ - Гоц А.А., представитель по доверенности б/н от 31.01.06, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 02.12.2005, постановление от 17.02.2006 по делу N А73-6515/05-38 (АИ-1/75/06-46) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тополевское" к Муниципальному учреждению здравоохранения "Районная больница N 4", Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 67909 руб. 52 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2006 года.
Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Тополевское" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Районная больница N 4", Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 67909 руб. 52 коп., составляющих убытки от предоставления работникам здравоохранения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2004 годах.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 49191 руб. 79 коп.
Решением от 02.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2006, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит отменить их, как принятые с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность непосредственно производить расходы, связанные с предоставлением льгот лицам, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляется органами государственной власти Хабаровского края в установленном ими порядке.
Кроме того, заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Считает, что Минфин РФ в полном объеме исполнило обязательства, связанные с предоставлением субъектам РФ долевой финансовой помощи на компенсацию расходов, связанных с возмещением затрат на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Финуправление администрации Хабаровского района доводы кассационной жалобы отклонило, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель МУМПП ЖКХ "Тополевское" с доводами жалобы не согласился по основания, изложенным в представленном им отзыве.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУМПП ЖКХ "Тополевское" во исполнение договоров N 1 от 24.12.2002, N 1 от 16.12.2003, заключенных с МУЗ "Райбольница N 4", в 2003-2004 годах предоставляло льготы по оплате за техническое обслуживание, найм и капитальный ремонт жилого помещения, работникам МУЗ "Райбольница N 4" в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в результате чего у истца образовались убытки в сумме 49191,79 руб.
Ввиду невозмещения указанных расходов МУМПП ЖКХ "Тополевское" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Пункт 9 статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" устанавливает, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации, Законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В 2003 году в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 24831600 рублей, в 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 28169200 руб.
Указанные средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме. Вместе с тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
В соответствии со ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено, что бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг должны обеспечивать местные органы государственной власти.
Однако, компенсировать расходы по содержанию и оплате льгот могут, как указано выше, муниципальные образования только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом для этих целей.
Правильно решен вопрос и об отсутствии ответственности в отношении Министерства финансов Хабаровского края, так как согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться и за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.12.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6515/2005-38 (АИ-1/75/06-46) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1622
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании