Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/930
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфин РФ: Гоц А.А. - ведущий специалист по доверенности N 1558 от 31.101.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18.10.2005, постановление от 20.12.2005 по делу N А5367/2005-26 (АИ-1/1449/05-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного Эльбанского многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Амурская и Амурского района к Министерству финансов Российской Федерации, муниципальному учреждению здравоохранения "Эльбанская районная больница N 2" отдела здравоохранения администрации г. Амурска и Амурского района, 3 лица: Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление администрации г. Амурска и Амурского района о взыскании 909047 рублей 50 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2006 года.
Муниципальное унитарное Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска и Амурского района обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Эльбанская районная больница N 2" о взыскании 909047 рублей 50 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление администрации г. Амурска и Амурского района, Министерство финансов Российской Федерации.
До рассмотрения спора по существу истец заявил ходатайство об исключении Министерства финансов РФ из числа третьих лиц и о привлечении его к участию в деле в качестве соответчика, которое судом удовлетворено.
Решением от 18.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
В своей кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить решение и постановление суда, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Считает, что действующее в спорный период законодательство, регулирующее порядок предоставления льгот названной категории граждан, указывает в качестве источника, за счет которого осуществляются расходы, местный бюджет.
В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы кассационной жалобы поддержал и просил принятые по делу судебные акты оставить отменить.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Отзывов на жалобу не представили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУ Эльбанское МП ЖКХ г. Амурска в 2003 - 2004 годах в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и во исполнение заключенного с МУЗ "Эльбанская районная больница N 2" договора предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам больницы, проживающим в поселке Эльбан, в результате чего у истца образовались убытки в сумме 909047 рублей 50 копеек.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Пункт 9 статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" устанавливает, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Федеральными Законами о федеральном бюджете на 2003 и на 2004 в составе Фонда компенсаций предусмотрены соответствующие субсидии в бюджеты субъектов РФ.
Так в 2003 году в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 24831600 рублей, в 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 28169200 руб.
Указанные средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме. Вместе с тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
В силу изложенного законодательства, суд правомерно освободил муниципальное образование и субъект РФ от ответственности по иску, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.10.2005, постановление апелляционной инстанции от 20.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5367/2005-26 (АИ-1/1449/05-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А73/06-1/930
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании