Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1423
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: представитель по доверенности N 2 от 18.01.2006 - Ворончихина И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 30.08.2005, постановление от 14.02.2006 по делу N А73-9361/2004-30 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску закрытого акционерного общества "Комсомолка" к Финансовому управлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 957424 руб. 14 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2006. Полный текст постановления изготовлен 02.05.2006.
Закрытое акционерное общество "Комсомолка" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Финансовому управлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре с иском о взыскании убытков от представления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2001-2002 г. в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" в сумме 30080 руб. 26 коп. и субсидий в сумме 927343 руб. 88 коп. в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 30.08.2005 иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации в части предоставления льгот реабилитированным лицам и ветеранам в сумме 20043 руб. 07 коп. и за счет средств казны Хабаровского края в части предоставления льгот по краевой социальной программе пожилым гражданам и по возмещению субсидий в сумме 4895 руб. 75 коп. и 822188 руб. 19 коп. соответственно. При этом судом по заявлению ответчиков был применен срок исковой давности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.02.2006 решение суда изменено в части взыскания размера долга за счет средств казны Хабаровского края субсидий и льгот пожилым гражданам. В части ответственности казны РФ за предоставленные льготы ветеранам и реабилитированным в сумме 20043,07 руб. решение суда оставлено без изменения.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как незаконные в части удовлетворенных за счет казны РФ требований истца.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что из положений ст. 10 ФЗ "О ветеранах" вытекает обязанность федерального бюджета осуществлять финансирование расходов ветеранов целевым назначением в виде субвенций и субсидий, противоречит действующему законодательству.
Также указывает на то, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ в виде поступлений от федерального налога на доходы физических лиц, а также целевые средства предусмотрены Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Оспаривая правомерность отнесения расходов истца на казну РФ по реализации льгот по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", заявитель ссылается на неверную оценку судом нормативных актов, регулирующих порядок финансирования указанных льгот, предусматривающих их реализацию за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Поскольку субъектом РФ - Хабаровским краем нарушен указанный порядок, так как указанные затраты им не произведены, в отчеты о затратах на возмещение из федерального бюджета не включены, то расходы истца подлежат возмещению за счет казны Хабаровского края.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в порядке и пределах установленных ст.ст. 284, 286 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Как установлено из материалов дела, истец в 2001, 2002 годах предоставлял жилье и коммунальные услуги гражданам, проживающим в общежитии, принадлежащем истцу, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанных льгот составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежащие возмещению из бюджетов соответствующих уровней.
Размер убытка подтвержден истцом актами сверки с отделом соцзащиты населения Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре и не оспаривается ответчиками.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, представленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Подпунктом 2 ст. 10 указанного Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
Статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 этого закона предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ. Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства N 419 от 03.05.1994, устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с положениями статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Статья 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу части 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Как установлено судом утвержденных в 2001 году в федеральном бюджете целевых средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" и доведенных до субъекта РФ - Хабаровского края в сумме 81639 тыс. руб. оказалось недостаточно. Доказательств их нецелевого использования субъектом в деле нет. На реализацию льгот по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2001 в федеральном бюджете средства не утверждались и субъекту не передавались.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" запланированы и переданы Хабаровскому краю на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда компенсации 232485100 руб. (приложение N 11).
Кроме того, судом установлено, что Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" предусмотрены средства в виде 15% от налога на доходы физических лиц, поступающие в бюджет края на реализацию ФЗ "О ветеранах", которые были полностью распределены в бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем, объем переданных средств не удовлетворил потребность муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в сумме 12280,81 руб.
В соответствии с Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 12.08.2003 N 68-КЗ за счет Федерального фонда компенсаций в бюджете утверждено 21536 тыс. руб. на реализацию государственных полномочий по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату и номер Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" следует читать как "от 31 января 2002 г. N 9"
Доказательств нецелевого использования краем и муниципальным образованием г. Комсомольск-на-Амуре указанных средств в деле не имеется.
Однако объем переданных средств не покрыл фактическую потребность в них на местах.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Комсомольска-на-Амуре, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 7762,26 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Такое решение соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет принятия нормативных правовых актов, которыми возлагаются на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы, без предоставления источников финансирования.
В этой связи доводы заявителя жалобы о последующем возмещении из федерального бюджета фактически произведенных местными бюджетами расходов по предоставлению указанных льгот не соответствуют указанному законодательству.
Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.08.2005 и постановление от 14.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9361/2004-30 (АИ-1/1491/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Комсомольска-на-Амуре, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 7762,26 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Такое решение соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет принятия нормативных правовых актов, которыми возлагаются на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы, без предоставления источников финансирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1423
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании