Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/879
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока - Володькина Е.В., представитель по доверенности N 11/6108 от 11.04.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "С" на решение от 16.11.2005 по делу N А51-3006/2005 33-118 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "С" к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным в части решения N 242/ДСП 05/490 от 11.02.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) N 242ДСП 05/490 от 11.02.2005 в части отказа в применении ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 473221 руб. и в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 205834 руб.
Решением суда от 16.11.2005 заявленные требования удовлетворены: решение налогового органа признано недействительным в части отказа обществу в применении налоговой ставки 0% по НДС в сумме 473221 руб., а также в части отказа в возмещении НДС в сумме 84485 руб.; в остальном в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал обоснованным отказ налоговой инспекции обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 121349 руб. из них: 17283 руб. - по поставщику ООО "Подшипник-Сервис" и 104066 руб. - по поставщику ООО "Дальбизнес", установив недобросовестность общества как налогоплательщика, а также представление счетов-фактур, не отвечающих требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит его отменить в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 121349 руб. и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в этой части. По мнению заявителя жалобы, общество выполнило все необходимые требования, предусмотренные налоговым законодательством для предъявления к возмещению из бюджета НДС, уплаченного поставщикам при приобретении товаров, реализованных на экспорт. Заявитель жалобы считает необоснованным и противоречащим действующему налоговому законодательству вывод суда о том, что использование организацией права на возмещение налога из бюджета зависит от добросовестного исполнения своих обязанностей другими юридическим лицами.
Налоговая инспекция в отзыве на жалобу и в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласилась, просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя налоговой инспекции, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2004 года, по результатам которой 11.02.2005 принято решение об отказе в правомерности применения обществом налоговой ставки 0% по НДС в сумме 473221 руб., отказе в возмещении указанного налога в сумме 205834 руб., а также о возмещении налога в сумме 50853 руб.
Общество, не согласилось с решением налогового органа в части отказа в правомерности применения налоговой ставки 0% по НДС и возмещении из бюджета данного налога в указанных выше суммах и оспорило его в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое решение недействительным в части отказа обществу в правомерности применения им налоговой ставки 0% по НДС в сумме 473221 руб., а также в части отказа в возмещении данного налога в сумме 84485 руб. При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части отказа в возмещении НДС в сумме 121349 руб., суд правомерно исходил из следующего.
Как следует из решения налогового органа, основанием для отказа обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 17283 руб., уплаченной поставщику ООО "Подшипник-Сервис", послужило то обстоятельство, что последнее не является собственником товара, а как комиссионер реализует от своего имени товар, полученный от поставщиков - комитентов ЗАО "Раис" и ООО "Антарис", которые по юридическому и исполнительному адресам не находятся; кроме того, ЗАО "Раис" представляет в налоговый орган "нулевые балансы", последняя налоговая декларация представлена за 1 квартал 2004 года и "нулевая". В возмещении из бюджета НДС в сумме 104065, 93 руб. по поставщику ООО "Дальбизнес" налоговым органом обществу отказано в силу того, что в спорной счет-фактуре N 00000123 от 17.05.2004 указан юридический адрес, по которому организация не находится. За 4 квартал 2004 года также представлена "нулевая" декларация по НДС по почте.
Представление налогоплательщиком налоговому органу документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения им налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при экспортных операциях, но не влечет автоматического применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС.
По смыслу указанной статьи эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной экспортной операции, и не иметь противоречий содержащихся в них сведений, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им на экспорт товара.
При этом необходимо учитывать, что положения статьи 176 НК РФ находятся во взаимосвязи со статьями 171, 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату НДС в федеральный бюджет. В связи с этим при решении вопроса о применении налоговой ставки 0% и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом предприятий поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков по уплате налога в бюджет.
Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщикам НДС производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
Суд, проверяя законность решения налоговой инспекции в оспариваемой части, исследовал и оценил все имеющиеся в деле доказательства и признал отказ обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 121349 руб. обоснованным, поскольку установил отсутствие в представленных им документах достоверной информации, а именно: что ЗАО "Раис", ООО "Антарис", ООО "Дальбизнес" по указанным в счетах-фактурах юридическим адресам не находятся, проверить факт уплаты ими сумм НДС в бюджет не представляется возможным; также налоговая отчетность ЗАО "Раис" представляется "нулевая", последняя налоговая декларация по НДС представлена за март 2004 года, ООО "Антарис" - за 4 квартал 2003 года, ООО "Дальбизнес" - за 4 квартал 2004 года, а за май 2004 года - сумма НДС к уплате в бюджет составила 489 руб.; кроме того, документы, представленные в обоснование правомерности заявленного вычета по ООО "Дальбизнес", содержат не личную подпись руководителя организации, а ее факсимильное воспроизведение, что противоречит действующему законодательству, не предусматривающему использование факсимильного воспроизведения подписи.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной выше статьи, не могут являться основанием для предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.
При таких обстоятельствах, вывод суда о правомерности отказа налоговым органом обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 121349 руб. является обоснованным.
Руководствуясь статьями 266-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 16.11.2005 по делу А51-3006/2005 33-118 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/879
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании