Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1775
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфин РФ: Сысуев А.А. - представитель по доверенности N 1549 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.11.2005, постановление от 21.02.2006 по делу N А73-9053/2005-22 (АИ-1/94/06-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Охотская электростанция" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, третье лицо: администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района, о взыскании 51253 рублей 17 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2006 года.
Открытое акционерное общество "Охотская электростанция" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 51253 рублей 17 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с 01.01.2003 по 31.12.2003 льгот гражданам по оплате электрической энергии в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Охотского муниципального района.
Решением суда от 29.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2006, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет Казны РФ в лице Минфина РФ.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность решения и постановления проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
В своей кассационной жалобе Министерство финансов РФ ссылается на то, что суд неправильно дал оценку представленным документам, в связи с чем, необоснованно возложил ответственность на казну РФ по компенсации льгот, предусмотренных Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Другие участники судебного процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Охотская электростанция" в 2003 году в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставляло многодетным семьям, проживающим на территории Охотского района Хабаровского края, скидку в размере 30% по оплате электрической энергии.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 51253 рублей 17 копеек на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Размер предоставленных истцом льгот по оплате электрической энергии в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным указом подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.
Источник финансирования этих льгот в указе не определен, однако Министерством финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ издано в его исполнение Письмо N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", в пункте 2 которого сказано, что дополнительные затраты, возникающие при реализации вышеназванных льгот компенсируются из средств местных бюджетов.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 по делу ГКПИ 03-139 пункт 2 указанного выше письма признан недействующим.
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
В статьях 84, 86 Бюджетного кодекса РФ указано, что расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, финансируются исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства на компенсацию льгот, установленных Указом президента РФ N 431 от 05.05.1992 в федеральной бюджете не утверждались. По этой причине в бюджетах Хабаровского края и Охотского муниципального района Хабаровского края отсутствуют соответствующие статьи расходов на возмещение предоставляемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 51253 рублей 17 копеек за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение от 29.11.2005 и постановление от 21.02.2006 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.02.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9053/2005-22 (АИ-1/94/06-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1775
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании