Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1850
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Сахалинской области на решение от 21.02.2006 по делу N А59-1148/04-С12 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества жилищно-коммунального хозяйства "Сервис" к Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Финансовому управлению муниципального образования "Холмский район", третье лицо: Департамент социальной защиты населения по Сахалинской области, о взыскании 4115832,41 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество жилищно-коммунального хозяйства "Сервис" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Управлению федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Финансовому управлению МО "Холмский район" о взыскании 1582233,69 руб. связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" на сумму 1538647,17 руб. за 2003 год, Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" на сумму 33927,05 руб. за 2003 год, Законом Сахалинской области N 306 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" на сумму 9659,47 руб. за 2001 год (с учетом уточненных требований).
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ также уточнил наименование ответчика - Управления федерального казначейства по Сахалинской области на Министерство финансов РФ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения по Сахалинской области.
Решением от 21.02.2006 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме. За счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 1572574,22 руб., с казны Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области - 9659,47 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на состоявшееся по делу решение от 21.02.2006, Главное финансовое управление Сахалинской области просит его отменить в части взыскания 9659,47 руб., как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Жалоба обоснована тем, что субъект Российской Федерации в полном объеме выполнил принятые обязательства по возмещению понесенных расходов, в связи с предоставлением льгот гражданам, а неисполнение муниципальным образованием обязательств по льготам на сумму 9659,47 руб. произошло по его собственной вине, так как средства необходимые для реализации обязательств переданы в местный бюджет полностью.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО ЖКХ "Сервис" предоставило в спорный период льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", а также на основании Закона Сахалинской области N 306 от 26.12.2001 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Предметом иска являются невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца в сумме 1582233,69 руб.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что разделение полномочий Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Таким образом, при отсутствии финансирования расходов субъекта Российской Федерации - Сахалинская область, на реализацию спорного объема льгот из федерального бюджета, арбитражный суд правомерно взыскал убытки в части исполнения указанных законов в сумме 1572574,22 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Поскольку другим основанием для предоставления льгот участникам трудового фронта является Закон Сахалинской области N 306 от 26.12.2001 и Постановление губернатора Сахалинской области N 422 от 10.10.2000 "О мерах социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны и трудового фронта", в соответствии с которыми источником финансирования является областной бюджет, поэтому суд правомерно взыскал 9659,47 руб. с казны Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области.
Заявитель кассационной жалобы по настоящему делу не доказал объем целевого финансирования спорных льгот, поэтому его ссылки на предоставление местному бюджету достаточного объема денежных средств способом "в нормативах отчислений" при утверждении областного бюджета на 2001 год являются несостоятельными (статья 401 Гражданского кодекса РФ, пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.02.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1148/04-С12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
...
Поскольку другим основанием для предоставления льгот участникам трудового фронта является Закон Сахалинской области N 306 от 26.12.2001 и Постановление губернатора Сахалинской области N 422 от 10.10.2000 "О мерах социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны и трудового фронта", в соответствии с которыми источником финансирования является областной бюджет, поэтому суд правомерно взыскал 9659,47 руб. с казны Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области.
Заявитель кассационной жалобы по настоящему делу не доказал объем целевого финансирования спорных льгот, поэтому его ссылки на предоставление местному бюджету достаточного объема денежных средств способом "в нормативах отчислений" при утверждении областного бюджета на 2001 год являются несостоятельными (статья 401 Гражданского кодекса РФ, пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-1/1850
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании