Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А37/02/05-2/4131
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 06.07.2005 по делу N А37-1613/05-2 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хлебокомбинат "М" к Межрайонной Инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 23 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2005 года.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Хлебокомбинат "М" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N ВК-08-10/5098 от 18.05.2005, в соответствии с которыми заявителю предложено уплатить недоимку в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 года в сумме 426228 руб., а также пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 4012,93 руб. Кроме того, указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 59524,96 руб.
В качестве третьего лица на стороне ответчика к участию в деле привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области.
Решением от 06.07.2005 требования ООО "Хлебокомбинат "М" удовлетворены. Суд пришел к выводу, что Общество правомерно применило льготу по уплате налога на добавленную стоимость за январь 2005 года.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная Инспекция ФНС России N 1 по Магаданской области предлагает решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что Федеральный закон РФ от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", статьей 5 которого установлена льгота участника ОЭЗ по уплате налогов в федеральный бюджет, не относится к федеральным законам о налогах и сборах, поскольку его целью является создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области, предметом его урегулирования не являются налоговые правоотношения, то есть отношения по поводу установления и взимания налогов.
В то же время в соответствии с частью первой ст. 76 Конституции Российской Федерации ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому большей юридической силой.
Таким образом, налицо правовая коллизия (расхождение) федеральных законов одного иерархического уровня в системе правовых актов Российской Федерации. Следовательно, по вопросам предоставления налоговых льгот должны применяться федеральные законы о налогах и сборах, а именно соответствующие главы части второй НК РФ по отдельным видам налогов, поскольку эти акты являются специальными и более поздними по дате их введения в действие. Ни одна из ныне действующих глав НК РФ, введенных позднее Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, не предусматривает льготу участникам Особой экономической зоны в Магаданской области.
Статьей 18 НК РФ установлен закрытый перечень специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных ст.ст. 13-15 НК РФ. Учитывая, что в перечне ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим для особых экономических зон отсутствует, а, также принимая во внимание, что главы части второй Кодекса по отдельным налогам и сборам не предусматривают льгот для участников ОЭЗ в Магаданской области, положения ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 31.05.1999 к правоотношениям, возникающим после 01.01.2005, применяться не должны.
В отзывах на жалобу администрация Особой экономической зоны в Магаданской области доводы заявителя жалобы отклонила и просила состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "Хлебокомбинат "М" является участником Особой экономической зоны, что подтверждается соответствующим свидетельством (регистрационный номер 000062-А от 27.07.1999 г.)
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона РФ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.1999 участники Особой экономической зоны при осуществлении хозяйственной деятельности на ее территории и в пределах Магаданской области до 31.12.2005 освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации).
Таким образом, действия Общества, основанные на положениях ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.1999 (с последующими дополнениями), в части неуплаты налога на добавленную стоимость за январь 2005 года в доле федерального бюджета в сумме 426228 руб. в силу вышеизложенного являются правомерными.
Доводы заявителя жалобы о том, что льгота, предусмотренная вышеназванной нормой, прекратила свое действие в отношении налога на добавленную стоимость с введением в действие главы 21 НК РФ, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 13 НК РФ, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Как следует из п. 1 ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поскольку как Закон N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", так и Налоговый Кодекс РФ относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции РФ с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой.
Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, как указал Конституционный Суд РФ, относится к ведению арбитражных судов.
Как следует из анализа статьи ст. 17 НК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 5 июля 2001 года по запросу Хорошевского районного суда г. Москвы о проверке конституционности положений ст.ст. 224 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации), льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.
Введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 главы 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона N 104-ФЗ. Кроме того, со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями) в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.
Об отсутствии намерения законодателя отменить предусмотренные ФЗ "Об Особой экономической зоне" льготы по налогообложению участников ОЭЗ также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральных законах "О бюджете Российской Федерации на 2001-2005 годы". В указанных Федеральных законах содержится норма о приостановлении действия ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 31.05.1999 лишь в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
Таким образом, доначисление ООО "Хлебокомбинат "М" налога на добавленную стоимость за январь 2005 года и пени за его неуплату, а также привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК, противоречит налоговому законодательству, следовательно, удовлетворение требований Общества о признании недействительным решения налогового органа, является правомерным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.07.2005 по делу N А37-1613/05-2 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А37/02/05-2/4131
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании