Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4061
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца - Кокуев И.Л., представитель, доверенность от 22.08.2005 N 723, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Ванинского района на решение от 09.06.2005, постановление от 24.08.2005 по делу N А73-2249/2005-25 (АИ-1/937/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску 428 Отделения морской инженерной службы к администрации муниципального образования Ванинского района, третьи лица: Комитет по приватизации и управлению имуществом Ванинского района, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление ФАУФИ по Хабаровскому краю, о понуждении принятия объектов в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2005 года.
428 Отделение морской инженерной службы (далее - 428 ОМИС) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации муниципального образования Ванинского района (далее - Администрация) о понуждении принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, социально-культурного назначения, коммунальные сооружения и инженерные сети 428 ОМИС, расположенные в пос. Монгохто, указанные в приложении N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 823-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского района, Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество Хабаровского края) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю).
Решением от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права - постановления Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность". По мнению заявителя, судом необоснованно не приняты во внимание доводы Администрации о необходимости приведения передаваемых объектов до передачи их в муниципальную собственность в технически исправное состояние (пункт 2.2 распоряжения Губернатора Хабаровского края от 05.02.2003 N 112-р), о нарушении порядка передачи объектов в муниципальную собственность, выразившемся в отсутствии технической документации на передаваемые объекты недвижимости, не проведении инвентаризации земель.
В отзыве на кассационную жалобу 428 ОМИС выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в отзыве на кассационную жалобу считает принятые судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель 428 ОМИС поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента РФ от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительство РФ обязано до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Пунктом 4 изданного во исполнение данного Указа Постановления Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность" (далее - Постановление от 06.10.1999 N 1131) рекомендовано органам местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социальной инфраструктуры, совместно с соответствующими органами военного управления в месячный срок после принятия Правительством РФ решения о передаче указанных объектов оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи, включая финансово-экономические обоснования расходов на содержание передаваемых объектов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 823-р от 18.06.2002 принято предложение Ванинского районного Собрания депутатов и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и Правительством Хабаровского края, о передаче в муниципальную собственность Ванинского района находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 428 Отделения морской инженерной службы, расположенных на территории Ванинского района, согласно приложению N 1.
На неоднократные обращения 428 ОМИС к Администрации о принятии объектов в муниципальную собственность последняя отвечала отказом, выдвигая дополнительные требования, а именно: приведение передаваемых объектов в технически исправное состояние, завершение подготовки технической документации, изготовление кадастровых планов земельных участков, заключение договоров о совместной эксплуатации объектов.
Уклонение Администрации от принятия объектов в муниципальную собственность послужило основанием для обращения 428 ОМИС в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, арбитражный суд исходил из следующего.
Согласно Положению об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденному распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положение об определении пообъектного состава) и пункту 4 Постановления Правительства РФ N 1131 от 06.10.1999 названные объекты считаются переданными в государственную, муниципальную собственность с момента принятия решения Правительством РФ. Органы местного самоуправления с этого момента в месячный срок обязаны внести изменения в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности и оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
При этом указанный порядок не предусматривает передачу только технически исправных объектов.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о неправомерности действий Администрации по выдвижению дополнительных требований для принятия объектов в муниципальную собственность, поскольку выдвижение таких требований не предусмотрено действующим законодательством.
Несостоятелен довод заявителя жалобы о необходимости применения в данном случае положений пункта 2.2 распоряжения Губернатора Хабаровского края от 05.02.2003 N 112-р, который был предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
При этом суд обоснованно исходил того, что согласно пункту 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Как правильно установлено арбитражным судом апелляционной инстанции, субъекту Федерации такое право не делегировано.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о понуждении Администрации к принятию в муниципальную собственность спорных объектов.
Определяя при этом соответствующий срок, арбитражный суд исходил из того, что в обоснование заявленных требований 428 ОМИС сослалось на незаконность действий органа местного самоуправления, которые подлежат устранению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.06.2005, постановление от 24.08.2005 по делу N А73-2249/2005-25 (АИ-1/937/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4061
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании