Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-2/1955
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" на решение от 22.12.2005, постановление от 28.02.2006 по делу N А59-6214/05-С19 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Углегорскому району Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 7 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Углегорскому району Сахалинской области (далее - инспекция, административный орган) от 14.10.2005 N 6508/107-05 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку факт неприменения контрольно-кассовой техники подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, общество привлечено к административной ответственности неправомерно, поскольку работниками налогового органа, находящимися при исполнении служебных обязанностей, неправомерно осуществлен контрольный закуп, а также нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, 23.09.2005 инспекцией в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ) в магазине, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: г. Шахтерск, ул. Мира, 20, установлено неприменение продавцом Петровой Е.В. контрольно-кассовой техники при реализации одной упаковки сока по цене 9,50 руб.
По результатам проверки составлен акт от 23.09.2005 N 6508/107-05, а также акт проверки наличных денежных средств кассы от 23.09.2005 N 6508/107-05, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2005 N 6508/107-05.
Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, налоговый орган вынес постановление от 14.10.2005 N 6508/107-05 о привлечении ООО "А" к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 14.5 КоАП РФ, и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из положения пункта 1 статьи 2 Закона о применении ККТ, согласно которому при осуществлении наличных денежных расчетов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, не освобождает само юридическое лицо от ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Поскольку факт неприменения обществом контрольно-кассовой машины при продаже товара подтверждается материалами дела, то вывод арбитражного суда о том, что у инспекции имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной КоАП РФ, является правильным.
Довод общества о том, что налоговые органы неправомерно провели самостоятельно закупочные мероприятия, в связи с чем протокол и постановление об административном правонарушении незаконны, является несостоятельным.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о применении ККТ, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Закона, в частности, путем проведения проверок выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков, и налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам также предоставляется право, в том числе проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что факт покупки товара непосредственно работниками инспекции при проверке соблюдения требований Закона о применении ККТ не дает оснований говорить о превышении должностными лицами налоговых органов своих полномочий.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении также отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные в статье 28.7 настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 28.7 Кодекса перечислены случаи проведения административного расследования и указано, что административное расследование проводится в области законодательства о защите прав потребителей, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В соответствии со статьей 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при покупке товара ненадлежащего качества потребитель вправе обменять указанный товар на товар надлежащего качества или расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы при наличии товарного или кассового чека, выданного потребителю вместе с проданным товаром.
Из положений вышеназванной нормы следует, что объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин, являются также права и интересы потребителей, поэтому в случае выявления факта неприменения контрольно-кассовой техники при необходимости проведения процессуальных действий проводится административное расследование.
Таким образом, проведение административного расследования по факту неприменения контрольно-кассовой техники не противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен административным органом 12.10.2005 по окончании административного расследования, в срок, установленный частями 5, 6 статьи 28.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, оплаченная ООО "Ася" при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.12.2005, постановление апелляционной инстанции от 28.02.2006 по делу N А59-6214/05-С19 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "А" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-2/1955
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании