Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1962
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 21.11.2005, постановление от 21.03.2006 по делу N А73-4388/2005-51 (АИ-1/14/06-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района, Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 14686 рублей 32 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района, Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 14686 рублей 32 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2002-2004 годах гражданам льготной скидки по оплате тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением суда от 21.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к другим ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанции исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, не учло при формировании федерального бюджета на 2002-2004 годы достаточные средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие этого Закона.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановлением апелляционной инстанции отменить как необоснованные и вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", так как согласно пункту 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, финансирование указанных расходов, производится за счет средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, заявитель ссылается на выделение средств из Фонда компенсаций на реализацию указанного Закона в 2002-2004 годах, в связи с чем основания для привлечения к ответственности Министерства финансов РФ, по его мнению, отсутствуют.
Заявитель также оспаривает размер требований, как неподтвержденный истцом списками льготников, сверенными с органами социальной защиты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы не представили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела ОАО "Хабаровскэнерго" в 2002-2004 годах за счет собственных средств предоставляло услуги с учетом льготной скидки по оплате тепловой энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", подпадающим под действие этого закона, и во исполнение заключенных с Комитетом социальной защиты населения Хабаровского муниципального района договоров на предоставление указанных льгот.
Факт оказания услуг связи подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в том числе помесячными актами сверки с комитетом количества льготников, расчетными ведомостями и счетами-фактурами истца.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 14686 рублей 32 копеек на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" гарантировано право реабилитированных лиц на 50% скидку по оплате ЖКУ гражданам, подпадающим под его действие. Порядок предоставления таких льгот в соответствии со статьей 17 вышеназванного Закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 (действие продлено на 2004 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004) утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно вышеназванным Правилам расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Хабаровскому краю на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002-2004 годах из федерального бюджета перечислено 25035,6 тысяч рублей, 37932600 рублей и 33577,8 тысяч рублей соответственно.
Выделенные целевые средства полностью распределены в бюджеты муниципальных образований. Доказательств нецелевого использования в деле не имеется.
Как установлено судом, объем средств перечисленных в местный бюджет не покрывает расходы предприятий, предоставивших льготные услуги.
Руководствуясь указанным выше законодательством, а также пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", суд правомерно освободил от ответственности по иску субъект РФ - Хабаровский край и Хабаровский муниципальный район.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 14686 рублей 32 копейки за счет казны Российской Федерации.
Поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, которым дана правильная правовая оценка, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.03.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4388/05-51 (АИ-1/14/06-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Хабаровскому краю на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002-2004 годах из федерального бюджета перечислено 25035,6 тысяч рублей, 37932600 рублей и 33577,8 тысяч рублей соответственно."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1962
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании