Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1865
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: представитель по доверенности N 39 от 26.05.2006 - Симхович М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Рыболовецкое предприятие "Акрос" на решение от 01.12.2005, постановление от 15.02.2006 по делу N А24-2331, 2332/04-13 Арбитражного суда Камчатской области, по иску закрытого акционерного общества "Рыболовецкое предприятие "Акрос" к Администрации Камчатской области о признании незаконными действий Администрации Камчатской области.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 06.06.2006.
Закрытое акционерное общество "Рыболовецкое предприятие "Акрос" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Камчатской области по определению долей ЗАО "Рыболовецкое предприятие "Акрос" на вылов (добычу) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства без учета квот, приобретенных предприятием на аукционах в 2001-2003 годах, признании незаконными действий администрации Камчатской области по непредоставлению ЗАО "Рыболовецкое предприятие "Акрос" для ознакомления Протокола Межведомственной комиссии Камчатской области от 24.03.2004 по определению долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за российскими заявителями, зарегистрированными на территории Камчатской области.
Основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в суд явилось, как полагает заявитель, незаконность действий и бездействие администрации Камчатской области, которые лишили предприятие права на прибрежное рыболовство, и по вине которой доля Общества на вылов (добычу) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства не была определена в соответствии с действующим законодательством России, рыбопромысловые суда предприятия не вышли на промысел, чем был причинен ущерб. Кроме того, Обществу не был представлен протокол Межведомственной комиссии от 24.03.2004 по определению долей для прибрежного рыболовства за заявителями Камчатской области, что также, по мнению заявителя, является незаконным.
Решением суда от 01.12.2005 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2006, в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ЗАО "Акрос" направило кассационную жалобу, в которой просит отменить решение и постановление суда, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя.
По мнению заявителя, суд сделал неверный вывод о том, что администрация Камчатской области не может влиять на установление размера долей, как не обладающая такими полномочиями, поскольку определение долей для прибрежного рыболовства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 (п. 10), является обязанностью администрации Камчатской области. Выполнить эту функцию исполнительный орган обязан в соответствии с Типовым положением "О порядке и условиях определения в субъектах РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства", утвержденным совместным Приказом Госкомрыболовства РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ от 23.01.2004 N 25/11/4, в соответствии с пунктом 10 которого доли для прибрежного рыболовства за заявителями закрепляются органом исполнительной власти субъекта РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер вышеназванного Приказа Госкомрыболовства РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ от 23.01.2004 следует читать как "28/11/4н"
Заявитель также полагает, что суд при вынесении решений должен был принять во внимание результат проверки Прокуратуры Камчатской области. Также ЗАО "Акрос" ссылается на проверку, проведенную Счетной палатой Российской Федерации по определению эффективности использования квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, распределенных между пользователями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 704. В результате данной проверки установлено, что администрация Камчатской области осуществляла определение долей в общем объеме квот на вылов водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства между пользователями без учета Типового положения "О порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому прибрежью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства", принятого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 704. При расчете долей исключены объемы квот на вылов водных биологических ресурсов, приобретенные заявителями в 2001-2003 годах на аукционах, что необоснованно уменьшило их доли в общем объеме квот по многим ресурсам.
И фактически расчет долей на вылов водных биологических ресурсов прибрежного рыболовства для Межведомственной комиссии был произведен Департаментом по рыболовству администрации Камчатской области, что подтверждается непосредственно самим протоколом МВК от 24.03.2004, из которого видно, что члены межведомственной комиссии подписали протокол с комментариями о том, что к списку организаций, допущенных к распределению долей, претензий не имеют, что означает, что расчетами долей эти члены МВК на заседаниях не занимались, что также подтверждается показаниями членов Межведомственной комиссии Калининым В.В., Федорченко А.Ю., Николаевым С.Л. в судебном заседании 28 сентября 2004 года в качестве свидетелей по делу N А24-3074/04-03, которые пояснили, что 24 марта 2004 года межведомственной комиссии было предложено утвердить расчет долей для прибрежного рыболовства администрацией Камчатской области и на заседании расчеты по определению долей членами комиссии не обсуждались.
В примечании к протоколу заседания межведомственной комиссии от 24 марта 2004 года, подписанном в том числе, заместителем губернатора Камчатской области по рыболовству Чистяковым А.Б., прямо указано: "Доли по отдельным предприятиям рассчитывались администрацией Камчатской области на основании предложений Ассоциации маломерного флота Камчатской области" (пункт 5).
Таким образом, по мнению заявителя, именно администрация Камчатской области установила порядок определения долей для прибрежного рыболовства без учета аукционных квот в нарушение действующего законодательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения по ней представителя ответчика, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов и удовлетворению кассационной жалобы заявителя.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления ЗАО "Акрос" на незаконные действия Администрации Камчатской области, исследовали все имеющие отношения к делу обстоятельства, дав им правильную правовую оценку.
Так, согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (далее - Постановление Правительства РФ N 704) доли для прибрежного рыболовства определяются на 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Типовым положением о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителем долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства, при наличии условий обязательной поставки продукции из водных биологических ресурсов на территорию Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 704 совместным Приказом Госкомрыболоства РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ от 23.01.2004 N 28/11/4н утверждено Типовое положение "О порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства" (далее - Типовое положение).
Согласно пункту 3 Типового положения определение долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за российскими заявителями, осуществляется в субъекте Российской Федерации межведомственной комиссией (далее - Комиссия), создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия для осуществления своей деятельности может создавать рабочую группу.
В состав Комиссии включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, бассейнового органа по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства и специализированной научно-исследовательской организации Госкомрыболовства России, территориальных подразделений МВД России, ФСБ России, МНС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций и общественных организаций в области рыболовства.
Во исполнение пункта 3 типового положения, распоряжением губернатора Камчатской области от 12.03.2004 N 256-р с последующими изменениями и дополнениями, утвержден состав межведомственной комиссии, куда вошли тринадцать представителей государственных органов и общественных организаций Камчатской области.
Как следует из пункта 7 Типового положения, доли для прибрежного рыболовства, закрепляемые за заявителем, определяются Комиссией как отношение суммы квот на вылов (добычу) каждого вида водных биологических ресурсов, выделенных заявителю в промышленных целях в рамках реализации научных программ и планов ресурсных исследований, приобретенных на аукционах за предыдущие три года, к общему объему квот, выделенных всем заявителям, заявки которых приняты Комиссией к определению долей для прибрежного рыболовства в тех же районах промысла за тот же период.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что доли для прибрежного рыболовства определяются именно межведомственной комиссией, являющейся общественным коллегиальным органом, созданным в свою очередь органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Типовым положением в целях определения долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за российскими заявителями.
Ссылку заявителя на пункт 10 Типового положения суд правомерно посчитал необоснованной, поскольку в нем речь идет об условиях, необходимых для закрепления органом исполнительной власти субъекта РФ за заявителями долей для прибрежного рыболовства (условия обязательной поставки продукции из водных биологических ресурсов на территории РФ), а также на пункт 11 Типового положения, предусматривающего закрепление долей для прибрежного рыболовства за заявителями органом исполнительной власти субъекта РФ, которое осуществляется путем заключения соответствующих договоров с заявителями. При этом заключение договоров производится на основании протоколов заседаний Межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия не является госорганом, входящим в структуру администрации Камчатской области, а является представительным коллегиальным органом, включающим в свой состав, как представителей администрации Камчатской области, так и других членов Комиссии, при этом представители администрации обладают правом голоса на равных условиях с другими ее членами, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу о том, что администрация Камчатской области не может влиять на установление размера долей тому или иному предприятию, так как не обладает такими полномочиями.
Кроме того, согласно пункту 1 Примечания к протоколу МВК от 23.04.2003 следует, что расчет долей на вылов водных биологических ресурсов прибрежного рыболовства, закрепляемых за заявителями Камчатской области, произведен на основании информации, подготовленной ФГУ "Севвострыбвод" в соответствии с указанием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.03.2004 N 17.
Вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3074/04-03 от 20.01.2005 по заявлению ЗАО "Акрос" протокол МВК от 24.03.2004 в части выделенной ему доли признан недействительным по этим же основаниям, где установлены нарушения законодательства при определении долей самой Межведомственной комиссией.
С учетом изложенного, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.12.2005, постановление от 15.02.2006 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-2331, 2332/04-13 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа вышеприведенных норм права следует, что доли для прибрежного рыболовства определяются именно межведомственной комиссией, являющейся общественным коллегиальным органом, созданным в свою очередь органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Типовым положением в целях определения долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за российскими заявителями.
Ссылку заявителя на пункт 10 Типового положения суд правомерно посчитал необоснованной, поскольку в нем речь идет об условиях, необходимых для закрепления органом исполнительной власти субъекта РФ за заявителями долей для прибрежного рыболовства (условия обязательной поставки продукции из водных биологических ресурсов на территории РФ), а также на пункт 11 Типового положения, предусматривающего закрепление долей для прибрежного рыболовства за заявителями органом исполнительной власти субъекта РФ, которое осуществляется путем заключения соответствующих договоров с заявителями. При этом заключение договоров производится на основании протоколов заседаний Межведомственной комиссии."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-1/1865
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании