Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3707
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Маркова Г.В. - юрисконсульт по доверенности 7/482 от 30.09.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 16.02.2005, постановление от 11.08.2005 по делу N А73-8040/2004-33 (АИ-1/345/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Управление федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Финансовый отдел администрации г. Хабаровска, Комитет социальной защиты населения администрации г. Хабаровска, о взыскании 7452972 руб. 29 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала "Комсомольские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 7452972 руб. 29 коп. убытков от предоставления с августа по декабрь 2002 года льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю, Финансовый отдел администрации г. Хабаровска, Комитет социальной защиты населения администрации г. Хабаровска.
Решением суда от 16.02.2005 требования истца удовлетворены в сумме 5443925 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В остальной части требований истцу отказано за необоснованностью иска. При этом на истца отнесены расходы по госпошлине по иску в сумме 13174 руб. 17 коп. с суммы иска, во взыскании которой отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.08.2005 указанное решение суда изменено в части, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взысканы убытки в сумме 6013424 руб. 06 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как незаконные.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что из положений ст. 10 ФЗ "О ветеранах" вытекает обязанность федерального бюджета осуществлять финансирование расходов ветеранов целевым назначением в виде субвенций и субсидий, противоречит действующему законодательству.
Также указывает на то, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Представитель истца в заседании суда кассационной инстанции оспорил правомерность отнесения судом первой и апелляционной инстанций на него расходов по госпошлине с суммы удовлетворенных требований, в остальной части постановление суда считает законным и обоснованным.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, истец в 2002 году предоставлял коммунальные услуги (электроэнергию) гражданам, проживающим в г. Хабаровске, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
Не компенсированные истцу из соответствующих уровней бюджетов выпадающие доходы от предоставления указанной льготы, составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, представленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Подпунктом 2 ст. 10 указанного Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Статья 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу части 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие передачу бюджету города Хабаровска денежных средств в 2002 году в полном объеме для компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому суд обеих инстанций сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возмещения истцу убытков за счет бюджета муниципального образования.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края в соответствии с требованиями ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" запланированы и переданы Хабаровскому краю на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки 232485100 руб. (приложение N 11), которые были полностью распределены в бюджеты МО и, которые не могут рассматриваться как целевые средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" согласно указанному выше законодательству. Кроме того, доказательства их нецелевого использования Хабаровским краем Министерством финансов РФ не представлены.
Вместе с тем, как установлено судом, Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" (Приложение N 14) предусмотрены средства в виде 15% от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 271532 тыс. руб., которые были полностью распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе г. Хабаровску в сумме 129892 тыс. руб.
Вместе с тем объем переданных средств не удовлетворил потребность муниципального образования г. Хабаровск в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах, представленных на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суды правомерно удовлетворили требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ. С учетом проведенной истцом сверки расчетов с Управлением соцзащиты населения администрации г. Хабаровска, назначенной судом апелляционной инстанции, подтвержденная документально сумма взыскания составила 6013424 руб. 06 коп., в связи с чем решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции правомерно изменил в части, увеличив сумму взыскания на 569498 руб.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанцией неправомерно оставлено без изменения решение суда в части отнесения на истца расходов по госпошлине, в связи с тем необоснованно, в нарушение ст. 110 АПК РФ, излишне взыскана в доход федерального бюджета госпошлина по иску в сумме 3730 руб. Решение и постановление суда в этой части подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.02.2005 и постановление от 11.08.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8040/2004-33 (АИ-1/345/05-43) изменить в части.
Взыскать с ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 9437 руб.
В остальной части постановление суда от 11.08.2005 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Прекратить исполнение постановления суда в части взыскания с ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" госпошлины в сумме 3734 руб. в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3707
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании