Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 июня 2006 г. N Ф03-А80/06-2/1106
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ГУ Центробанка РФ по Чукотскому автономному округу - Кузьмина А.К. - главный юрисконсульт, дов. N 997 от 04.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 17.10.2005, постановление от 21.12.2005 по делу N А80-310/2005 (А80-61/2005-а/ж) Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Главного управления Центрального банка РФ по Чукотскому автономному округу к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании незаконным отказа в возврате излишне оплаченных сумм налога и обязании возврата 57878,27 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2006 года.
Главное управление Центрального банка РФ АО Чукотскому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных сумм налога и обязании возвратить 57878,27 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Совет депутатов Иультинского муниципального района.
Решением суда от 17.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного сбора за уборку территории, как противоречащий статьям 5, 32, 78 Налогового кодекса РФ и обязал инспекцию по налогам и сборам произвести возврат ошибочно уплаченной суммы.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с неправильным применением норм материального права. Как указывает заявитель жалобы, по заявлению Банка сумма переплаты целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и другие цели в размере 57878,27 руб. с КБК 1400502 была зачтена в уплату "Прочие местные налоги и сборы" КБК 1400540, в связи с чем, переплата по сбору за уборку территории отсутствует.
Инспекция по налогам и сборам, Совет депутатов Иультинского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель банка против доводов налогового органа возражал, просил решение суда, постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Как следует из материалов дела, 06.07.2005 банк обратился в инспекцию по налогам и сборам с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы сбора в размере 57878,27 руб. Налоговый орган письмом N 188 от 13.07.2005 отказал в возврате в связи с тем, что данная сумма переплаты зачтена в счет погашения задолженности согласно письма банка N 07-30/5477 от 30.12.2004.
Повторное обращение налогоплательщика от 18.07.2005 о возврате излишне уплаченной суммы оставлено налоговым органом без удовлетворения со ссылкой на отсутствие полномочий по проверке законности издаваемых нормативно-правовых актов.
Не согласившись с отказом налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и обязании возвратить излишне уплаченную сумму 57878,27 руб.
Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходил из следующего.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен сбор за уборку территорий населенных пунктов. Согласно пункту 4 данной статьи сбор устанавливается по решению представительных органов местного самоуправления.
Совет депутатов Иультинского муниципального района (далее - Совет депутатов) 11.12.2002 принял решение N 91 "О порядке уплаты местных налогов и сборов на территории Иультинского района на 2003 год", которым утверждено Положение о сборе на уборку территории населенных пунктов. Указанным Положением введен сбор за уборку территорий населенных пунктов со ставкой сбора в размере минимальной месячной оплаты труда на одного работающего в квартал. Срок предоставления расчета сбора - одни раз в квартал не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и не позднее 31 марта - для годового расчета. Сроки уплаты установлены на пятый день после представления квартального расчета и на десятый день для годового расчета. Решение Совета депутатов от 11.12.2002 N 91 было опубликовано в газете "Залив Креста" от 26.12.2002 N 53(457).
Решением от 25.04.2003 N 110 Совет депутатов внес изменения в Положение о сборе на уборку территории населенных пунктов, установив ставку сбору для юридических лиц в размере 1,5 процентов фонда оплаты труда.
Решением Иультинского районного суда Чукотского автономного округа от 07.11.2005 по делу N 2-675-05 признаны не действующими в 2003 году решение Совета депутатов от 11.12.2002 N 91 "О порядке уплаты местных налогов и сборов на территории Иультинского района на 2003 год", утвержденное данным решением Положение о сборе на уборку территории населенных пунктов, решение Совета депутатов N 110 от 25.04.2003.
Между тем, как установлено судом, налогоплательщиком в 2003 году в бюджет муниципального образования Иультинского района уплачен сбор на уборку территорий населенных пунктов в размере 57878,27 рублей.
В связи с признанием судом не подлежащими применению в целях налогообложения в период 2003 года решение Совета депутатов от 11.12.2002 N 91, решение Совета депутатов от 25.04.2003 N 110, зачтенная в уплату сбора сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) в порядке, предусмотренном главой 12 Налогового кодекса РФ.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств задолженности банка по налогам (сборам) и пени в бюджет, в который произошла переплата, арбитражный суд правомерно признал отказ налогового органа в возврате ошибочно уплаченных сумм сбора незаконным, противоречащим статьям 5, 32, 78 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.10.2005, постановление от 21.12.2005 по делу N А80-310/2005 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июня 2006 г. N Ф03-А80/06-2/1106
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании