Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1265
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МУП "Х" - Демин С.В. представитель по доверенности от 10.02.2006 N 1393, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 27.09.2005, постановление от 19.01.2006 по делу N А73-6887/2005-19 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Х" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании недействительным в части решения от 14.06.2005 N 844.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Х" (далее - унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.06.2005 N 844 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 27.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2006, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа унитарному предприятию в налоговых вычетах по НДС по причине несоответствия представленных им счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе налогового органа, который, указывая на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, предлагает судебные акты отменить и принять новое решение об оставлении заявленных требований без удовлетворения. Доводы жалобы, сводятся к тому, что судебными инстанциями не учтены нормы налогового законодательства, предписывающие в обязательном порядке указание в счете-фактуре информации о грузополучателе. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84, которым внесены изменения и дополнения в состав показателей счет-фактуры в виде указания в ней кода причины постановки налогоплательщика на учет (далее - КПП), налоговый орган считает законным свое решение об отказе в возмещении НДС ввиду допущенных унитарным предприятием названных нарушений при получении налоговых вычетов.
Унитарным предприятием в отзыве на жалобу, а его представителем в судебном заседании кассационной инстанции против отмены обжалуемых судебных актов высказаны возражения со ссылкой на их законность и обоснованность.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя унитарного предприятия, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных судом обстоятельств дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной унитарным предприятием декларации по НДС за февраль 2005 года, в которой заявлены налоговые вычеты в сумме 1046714 руб.
По итогам проверки инспекцией 14.06.2005 вынесено решение N 844 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым, учитывая имевшуюся на этот период переплату по НДС, доначислен налог в сумме 152008 руб. Основанием для доначисления названной выше суммы налога послужило неправомерное предъявление унитарным предприятием к вычету НДС, уплаченного поставщикам товара по счетам-фактурам, выставленным с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Не согласившись с решением налогового органа, унитарное предприятие оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного, всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для признания имеющим место занижение НДС.
Доводы жалобы исследовались судом кассационной инстанции, но отклонены как лишенные правового обоснования.
Право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика том случае, если он докажет правомерность своих требований, в том числе соответствующими документами, служащими при рассматриваемых обстоятельствах основанием к возмещению налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения согласно главе 21 этого Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 этого же Кодекса налоговые вычеты производятся в том числе на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Статьей 169 НК РФ предписано, что только счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса. При этом названной правовой нормой регламентированы требования, предъявляемые к составлению счетов-фактур, что закреплено пунктами 5 и 6 рассматриваемой статьи НК РФ.
Как установлено судом, в счетах-фактурах, выставленных продавцами товара, а именно: ИП Мордовии В.Н., ООО "Сандал", ООО ТПП "Альфа-Интернешенел", ОАО "Комсомольский Горпищекомбинат", КГУП "Комбинат детского питания" ИП Селютин М.И., ИП Шедова И.Н ", не указаны адрес грузополучателя и КПП покупателя.
Подпункт 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусматривает, что обязательными реквизитами счета-фактуры является наименование, адрес и идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и покупателя, тогда как указание на обязательное наличие в счет-фактуре показателей - КПП продавца и покупателя как в подпункте 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ, так и в других частях указанной налоговой нормы отсутствует.
Согласно подпункту 8 статьи 169 НК РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 были утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, а также в приложении N 1 к указанным Правилам была утверждена форма счета-фактуры.
В соответствии с Постановлением Правительства N 84 от 16.02.2004 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914" в строке 26 счет-фактуры должен указываться идентификационный номер и код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика-продавца, а в строке 66 - идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Вместе с тем никаких изменений или дополнений в пункт 5 статьи 169 НК РФ не вносилось.
Поскольку при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ налоговый орган должен учитывать лишь требования пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса, то довод заявителя жалобы о том, что при отсутствии в счете-фактуре КПП продавца и покупателя налогоплательщик не вправе применять налоговый вычет, является несостоятельным.
Указание наименований и адресов грузополучателя и грузоотправителя в счете-фактуре предусмотрено подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Как установлено судом, в названных выше счетах-фактурах, имеющихся в материалах дела и представленных в налоговый орган в подтверждение права на налоговый вычет, указаны: наименование покупателя и его адрес. При этом унитарное предприятие, как видно из спорных счетов-фактур, одновременно является и покупателем и грузополучателем. Следовательно, отсутствие в счетах-фактурах адреса грузополучателя, при условии, что он же является покупателем, и адрес последнего содержится в данных счетах-фактурах, правомерно не признано судом в качестве обстоятельства, исключающего возможность налогоплательщика в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ воспользоваться правом на налоговый вычет.
Таким образом, формальный подход к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком права на налоговый вычет недопустим, что подтверждается также и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П.
Кроме того, налоговый орган не оспаривает факт поступления в бюджет НДС в указанной сумме, а представленные унитарным предприятием исправленные счета-фактуры также не оспорены инспекцией.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены законно принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.09.2005, постановление от 19.01.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6887/2005-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1265
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании