Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1323
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: администрации г. Владивостока - Тетянникова Л.Р. - главный специалист правового управления по доверенности N 1-3/6632 от 28.12.2005; от ОАО "Дальэнерго" - Парубченко М.Н. - юрист по доверенности N ДВЭУК-71/1347Д от 28.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерго" на решение от 13.09.2005, постановление от 22.12.2005 по делу N А51-8121/05 32-142 Арбитражного суда Приморского края, по иску заместителя прокурора Приморского края к администрации г. Владивостока, открытому акционерному обществу "Дальэнерго" о признании договора энергоснабжения недействительным в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 30.05.2006.
Заместитель прокурора Приморского края в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации г. Владивостока, открытому акционерному обществу "Дальэнерго" (далее - ОАО "Дальэнерго") о признании недействительным пункта 6.1 договора энергоснабжения от 30.08.2002 N 6000 035-690/02.
Иск обоснован несоответствием указанного пункта договора энергоснабжения в части порядка расчетов за электрическую энергию требованиям действующего законодательства - ст. 544 ГК РФ, ст.ст. 161, 227 БК РФ и Постановлению Правительства РФ от 04.04.2000 N 294.
Решением от 13.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2005, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд исходил из наличия оснований для признания оспариваемого пункта договора энергоснабжения недействительным на основании ст. 168 ГК РФ.
В кассационной жалобе ОАО "Дальэнерго" просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что суд неверно оценил установленный договором энергоснабжения порядок расчетов за электроэнергию как расчеты с применением авансовых платежей. Считает, что Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 предусмотрена возможность установления авансовых платежей при заключении договоров с бюджетными организациями. Полагает, что установленный п. 6.1 договора порядок расчетов за электроэнергию предусмотрен соглашением сторон в соответствии со ст. 544 ГК РФ, не противоречит действующему законодательству и не подлежит признанию недействительным.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Дальэнерго" поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель администрации г. Владивостока выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив законность решения от 13.09.2005 и постановления от 22.12.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Из материалов дела следует, что 30.08.2002 между ОАО "Дальэнерго" (энергоснабжающая организация) и администрацией г. Владивостока (заказчик) заключен договор энергоснабжения N 6000 035-690/02, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать электрическую энергию абонентам, а заказчик - оплачивать принятую ими электрическую энергию и мощность в объеме и на условиях, предусмотренных договором. Договором определены права и обязанности сторон по электроснабжению абонентов, финансируемых из бюджета города согласно прилагаемому к договору списку, утвержденному заказчиком и являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно п. 6.1 договора расчеты за потребленную электроэнергию производятся заказчиком в размере 100% от заявленного договорного объема в течении расчетного месяца (с 1 по 31 (30) число) на основании выставленных энергоснабжающей организацией платежных документов:
- 34% от заявленного договорного объема за первую декаду расчетного месяца по счету на 10 число расчетного месяца - первый период платежа;
- 33% от заявленного договорного объема за вторую декаду расчетного месяца по счету на 20 число расчетного месяца - второй период платежа;
- 33% от заявленного договорного объема на 30 (31) число расчетного месяца - третий период платежа.
Заказчик оплачивает платежные документы энергоснабжающей организации в течение расчетного месяца.
Полагая п. 6.1 договора энергоснабжения не соответствующим действующему законодательству, заместитель прокурора Приморского края обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, начиная с 01.04.2000 оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов) электрической энергии осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву.
Судом установлено, что пункт 6.1 договора энергоснабжения от 30.08.2002 предусматривает расчеты за потребленную электроэнергию с применением авансовых платежей исходя из заявленного договорного объема электропотребления, а не за фактически принятое абонентами количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Между тем заказчиком и абонентами по договору являются муниципальные учреждения, финансируемые за счет средств муниципального бюджета, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что порядок оплаты за электрическую энергию с применением авансовых платежей, установленный п. 6.1 договора энергоснабжения от 30.08.2002, противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 и ст. 544 ГК РФ.
В связи с этим доводы заявителя жалобы о том, что суд неверно оценил установленный договором энергоснабжения порядок расчетов за электроэнергию как авансовые платежи, являются необоснованными, так как данным пунктом договора предусмотрена оплата за потребленную электроэнергию с разбивкой платежей по периодам, в процентном отношении от заявленного договорного объема, а не за фактически принятое абонентами количество энергии в соответствии с данными ее учета. Доказательства объемов фактического потребления электроэнергии в течение расчетных периодов в деле отсутствуют и заявителем кассационной жалобы не представлены.
Довод заявителя жалобы о том, что предусмотренный п. 6.1 договора порядок расчетов установлен по соглашению сторон на основании ст. 544 ГК РФ в связи с чем не может быть признан недействительным необоснован, поскольку согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным нормативными актами. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 не предусматривает осуществление расчетов за электроэнергию с применением авансовых платежей для бюджетных учреждений.
Несостоятельна и ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 "О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", поскольку указанный нормативный акт предусматривает возможность расчета в порядке авансовых платежей в размере 30% суммы договора, организаций - получателей средств федерального бюджета. Между тем абоненты по договору энергоснабжения от 30.08.2002 финансируются из средств местного бюджета.
При принятии обжалуемых судебных актов судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой при ее подаче заявителю предоставлена отсрочка, подлежит взысканию с ОАО "Дальэнерго" в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.09.2005, постановление от 22.12.2005 по делу N А51-8121/05 32-142 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Дальэнерго" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-1/1323
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании