Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1620
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю - Иванов Ю.В., главный бухгалтер по доверенности N 27/1/1 от 19.05.2006; Николаева И.В., помощник начальника управления по доверенности N 27/1/1 от 20.04.2005; от МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Еремина О.Г., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 05-10/7 от 10.01.2006; Паночевная Т.А., главный государственный налоговый инспектор по доверенности N 05-10/487 от 20.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 15.08.2005, постановление от 19.12.2005 по делу N А73-3316/2005-12 (АИ-1/1218/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 31.03.2005 N 160077.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2006 года.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция; налоговый орган) от 31.03.2005 N 160077 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 15.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2005, требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ), поскольку правовых оснований для привлечения Управления к налоговой ответственности и доначисления налогов суд не усмотрел.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений глав 21, 25 НК РФ. Как указывает заявитель жалобы, Управление осуществляло коммерческую деятельность, сдавало в аренду нежилые помещения, в результате чего получало доходы, которые следовало облагать налогами на прибыль, НДС и на пользователей автомобильных дорог. Инспекция полагает, что налогоплательщик в нарушение пункта 1 статьи 321.1 НК РФ полученные от аренды помещений доходы, до определения налогооблагаемой базы и уплаты налогов, расходовал на финансирование своей деятельности. Кроме того, по мнению налогового органа, расходы организации на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы полностью профинансированы из федерального бюджета, поэтому не могут включаться в расходы, связанные с производством и реализацией от коммерческой деятельности.
Доводы жалобы поддержаны представителями Инспекции в суде кассационной инстанции в полном объеме.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, но его представители в судебном заседании кассационной инстанции против отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции возражают, считая их законными и обоснованными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Управления за период 2002-2004 годы, в том числе по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах при уплате налога на прибыль (2002, 2003 годы), НДС (2002-2004 годы); налога на пользователей автомобильных дорог (2002 год). По результатам проверки составлен акт от 16.03.2005 N 77, на основании которого принято решение от 31.03.2005 N 160077 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 310447 руб. за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по указанным выше налогам; по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 66159 руб. за неуплату налога на прибыль, НДС и на пользователей автодорог. Этим же решением Управлению предложено уплатить налоги в общей сумме 330796 руб. и пени за несвоевременную уплату названных выше налогов в сумме 106490 руб.
При этом налоговый орган исходил их того, что Управление, осуществляя коммерческую деятельность, сдавая в аренду Главному Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (далее - арендатор) пустующие помещения общей площадью 768,8 кв.м для использования под служебные кабинеты, получило доходы в 2002 году в сумме 277355 руб. и в 2003 году - 341444 руб., с которых не уплатило налог на прибыль в сумме 148512 руб. Кроме того, как следует из оспариваемого решения, Управление в нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 153 и пункта 1 статьи 154 НК РФ занизило выручку на сумму 928 519,60 руб. и не уплатило НДС в сумме 179510 руб., а также - налог на пользователей автодорог в сумме 2774 руб. (277355 х 1%) за 2002 год, чем нарушило статью 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 (с изменениями и дополнениями).
Налоговый орган правомерно указывает на то, что статьей 321.1 НК РФ, определяющей особенности ведения налогового учета в бюджетных учреждениях, следовательно и для Управления, предусмотрен порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, подлежащих осуществлению за счет выделенных по смете средств целевого финансирования. Указанное, с учетом положений статей 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ, не позволяет квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения.
Вместе с тем, как установлено судебными инстанциями, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией, Управление не взимало с арендатора арендную плату.
Судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ, на основе исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в частности договоров аренды, счетов-фактур, платежных поручений, актов сверок и других, установлено, что денежные средства, полученные Управлением от арендатора, представляют собой отплату за оказанные услуги МУП "Горводоканал", ОАО "Хабаровскэнерго" - Тепловые сети, ОАО "Хабаровскэнерго" - Хабаровское отделение энергосбыта и другие коммунальные расходы по содержанию помещений, сданных в аренду (в размере 17% соразмерно занимаемой площади). Данный вывод судебных инстанций не опровергнут налоговым органом.
Указанные выше затраты, как установил суд, отражены в сводном расчете по оплате коммунальных и административно-хозяйственных услуг по зданию, расположенному по адресу: г. Хабаровск, ул. Яшина, 50 за 2002-2004 годы, которые несло Управление и которые выставлялись арендатору, перечислявшему денежные средства в соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса РФ на внебюджетный счет Управления.
Доводы заявителя жалобы о том, что названные выше расходы финансировались из бюджета в полном объеме, следовательно, оплачивались Управлению как за счет бюджета, так и арендатора, были предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего документального подтверждения.
Судом на основе анализа представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, в том числе отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, актов проверок Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю и других, установлено, что суммы фактически произведенных Управлением расходов на указанные цели ежегодно превышали суммы бюджетного финансирования. При этом Управлением велся раздельный учет средств бюджетного финансирования и поступивших на внебюджетный счет, утверждалась смета доходов и расходов по данному счету, которые, как установил суд, свидетельствуют о том, что поступившие от арендатора денежные средства являются компенсацией затрат по коммунальным услугам и содержанию помещений (соразмерно занимаемой арендатором площади).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у Управления налогооблагаемой базы по перечисленным выше налогам и, как следствие, их неправомерное доначисление налоговым органом.
В соответствии со статьями 65 и 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган, которым решение принято.
Доказательства, подтверждающие совершение Управлением налоговых правонарушений, как установил суд, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем признал такое решение налогового органа несоответствующим Налоговому кодексу РФ, поэтому недействительным.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что противоречит статье 286 АПК РФ, предусматривающей пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 19.12.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3316/2005-12 (АИ-1/1218/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1620
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании