Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-1/528
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Южно-Сахалинска на решение от 28.12.2005 по делу N А59-3799/05-С8 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" в лице Сахалинского УЭС Телекоммуникаций юга Сахалина к администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска, 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, о понуждении к принятию объектов в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления от 06 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" в лице Сахалинского Узла электрической связи Телекоммуникаций юга Сахалина (далее - ОАО "Дальсвязь", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации г. Южно-Сахалинска (далее - Администрация) об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 57а (с учетом уточненных требований).
Определением от 07.09.2005 к участию в деле привлечены: в качестве второго ответчика по делу Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее - Департамент); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области (далее - Территориальное управление).
Решением от 28.12.2005 суд обязал Администрацию принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный в г. Южно-Сахалинске по ул. Пуркаева, 57а; в иске в Департаменту отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводами суда, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 28.12.2005 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе ОАО "Дальсвязь" в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, суд необоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что спорный объект недвижимости является служебным монтерским домом, а не жилым помещением; находится на производственной территории в непосредственной близости от объекта повышенной опасности (склад ГСМ), не имеющего отдельного подъезда, не подключенного к городским магистральным сетям коммуникаций. Считает, что передача спорного объекта в муниципальную собственность в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р должна была состояться до 31.12.2004. Со ссылкой на решение городского Собрания города Южно-Сахалинска от 18.09.2003 заявитель указал на несоблюдение истцом порядка приема объектов жилищного фонда в муниципальную собственность. Кроме того, заявитель сослался на пропуск истцом срока, установленного статьей 198 АПК РФ, для обращения в суд.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Дальсвязь" просило оставить ее без удовлетворения, считая принятое по делу решение законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность решения от 28.12.2005 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" в 1992 году началась приватизация государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" путем его преобразования в акционерное общество открытого типа "Сахалинэлектросвязь" (в дальнейшем - ОАО "Дальсвязь"). Согласно пункту 5 данного Указа акционерным обществам передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации. Порядок их дальнейшего использования определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Комитетом по управлению государственным имуществом Сахалинской области 21.06.1994 на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, постановлений Правительства РФ от 18.11.1992 N 906 и от 22.12.1992 N 1003, Распоряжения Госкомимущества РФ от 20.06.1994 N 1595-р утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ".
При этом в пункте 8 плана приватизации и приложениях к нему приведен перечень объектов жилого фонда, не подлежащих приватизации, в том числе спорный жилой дом и его стоимость.
Пунктом 9 плана приватизации предусмотрено оставление указанных объектов на балансе общества до передачи их в муниципальную собственность.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, ОАО "Дальсвязь" обратилось в Департамент с заявлением от 18.02.2005 N 71 о принятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 57а.
Письмом от 03.03.2005 N 1139-014/03 Департамент разъяснил ОАО "Дальсвязь" порядок принятия в муниципальную собственность данного жилого дома в соответствии с распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп и указал, что на здание жилого дома необходим технический паспорт, совместно с МУП "ЖЭУ-10" необходимо подготовить акт обследования технического состояния передаваемого в муниципальную собственность дома, документы о проживающих, необходимо подготовить акты обследования технического состояния передаваемых инженерных сетей, документы по земельному участку, финансовый план по передаче средств на финансирование содержания принимаемого в муниципальную собственность дома. Также Департамент пояснил, что фактическое принятие жилого дома в муниципальную собственность будет осуществлено после получения средств в соответствии с финансовым планом.
Непринятие в дальнейшем спорного жилого в муниципальную собственность послужило основанием для обращения ОАО "Дальсвязь" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования ОАО "Дальсвязь" об обязании Администрации принять в муниципальную собственность спорный объект недвижимости, не подлежащий приватизации, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты жилого фонда, указанные в приложении 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, в силу пункта 5 которого органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов в муниципальную собственность.
Как установлено судом, ОАО "Дальсвязь" подготовлен основной объем документации для передачи объекта в муниципальную собственность, что соответствует требованиям распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об обязании Администрации принять спорный объект недвижимости в муниципальную собственность.
При этом арбитражный суд пришел к правильному выводу о неправомерности выдвижения дополнительных требований для принятия объекта в муниципальную собственность, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. В связи с этим не принимается довод заявителя кассационной жалобы о несоблюдении ОАО "Дальсвязь" требований (непредставление ряда документов), установленных решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 18.09.2003, поскольку они не соответствуют порядку, установленному распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, а также довод о нахождении жилого дома в непосредственной близости от объекта повышенной опасности (склад ГСМ), отсутствии отдельного подъезда и неподключении к городским магистральным сетям коммуникаций.
Довод заявителя жалобы о том, что ранее спорный объект недвижимости являлся служебным монтерским домом, а не жилым домом, отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащий материалам дела, в котором представлены: технический паспорт на жилой дом и земельный участок по ул. Пуркаева, 57а (л.д. 18 т. 1), поквартирная карта (л.д. 47-48 т. 1).
Несостоятельны доводы заявителя жалобы о пропуске ОАО "Дальсвязь" срока, установленного статьей 198 АПК РФ, поскольку этот срок установлен для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными. В данном случае, как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд в порядке искового производства, которое регулируется нормами раздела 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не нормами раздела 3 этого Кодекса, в который входит статья 198.
Нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 28.12.2005 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.12.2005 по делу N А59-3799/05-С8 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2006 г. N Ф03-А59/06-1/528
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании