Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1709
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Администрации сельского поселения "С" - Миюсов А.И. представитель по доверенности от 22.12.05 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения "С" на постановление от 21.03.2006 по делу N А73-16591 АП/2005-20 (АИ-1/303/06-3) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Администрации сельского поселения "С" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 06-28/21 от 03.11.2005.
Резолютивная часть постановления от 21 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2006 года.
Администрация сельского поселения "С" (далее - администрация сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району (далее - инспекция, налоговый орган) по делу об административном правонарушении N 06-28/21 от 03.11.2005 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб.
Решением суда от 10.01.2006 заявленные требования удовлетворены на том основании, что в действиях администрации сельского поселения отсутствует состав административного правонарушения, поскольку выданный организацией приходный кассовый ордер формы КО-1, утвержден полномочными органами как бланк строгой отчетности. В этой связи у налогового органа отсутствовали правовые основания для вынесении в отношении администрации сельского поселения постановления о привлечении к административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2006 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приходный кассовый ордер формы КО-1 не утвержден в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в связи с чем имел место факт неприменения администрацией сельского поселения контрольно-кассовой техники.
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе администрации сельского поселения, которая просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, оставить в силе решение суда. Доводы жалобы сводятся к тому, что администрация сельского поселения имела право не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов, поскольку выдавала приходные кассовые ордера формы КО-1, которые являются бланками строгой отчетности. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, он не является субъектом административного правонарушения, поскольку администрация сельского поселения, как орган исполнительной власти, может быть привлечена к ответственности только в рамках бюджетного законодательства.
Налоговый орган извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако представителя для участия в судебном заседании не направил. Отзыв на кассационную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом второй инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по нижеследующему.
Как следует из материалов дела, 27.10.2005 инспекцией проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что в период с 01.09.2005 по 27.10.2005 при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг, а именно: за аренду земельных участков, всего на сумму 5-473 руб. администрацией сельского поселения выписаны приходные кассовые ордера от 29.09.2005 N 141, N 142, N 143, N 144, от 20.09.2005 N 131, N 132; ритуальных (предоставление мест на кладбище) всего на сумму 1800 администрацией сельского поселения выписаны приходные кассовые ордера от 27.09.2005 N 139 "а", от 20.09.2005 N 133, N 134, контрольно-кассовая техника не применялась.
По данному факту 27.10.2005 составлены акт проверки N 019670, протокол об административном правонарушении N 06-28/23, которыми зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой техники. На основании материалов проверки налоговым органом 03.11.2005 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 06-28/21, согласно которому на администрацию сельского поселения наложен штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб., предусмотренный статьей 14.5 КоАП РФ.
Названное постановление оспорено администрацией сельского поселения в судебном порядке.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что постановление по делу об административном правонарушении инспекцией вынесено с соблюдением требований законодательства, поскольку в действиях администрации сельского поселения имелся состав вменяемого ей административного правонарушения.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, лишенными правового обоснования и сводятся к переоценке установленных арбитражным судом обстоятельств дела.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организации и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Согласно пункту 2 этой же нормы права организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До утверждения указанного порядка организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты с населением при оказании определенных видов услуг без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В этой связи Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практического применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что до момента издания Правительством РФ нормативных правовых актов, устанавливающих порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения, использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 5 указанного Положения установлены обязательные реквизиты, которые должен содержать бланк, а именно: а) сведения об утверждении формы бланка; б) наименование, шестизначный номер и серия; в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) вид услуг; ж) единица измерения оказания услуг; з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; и) дата осуществления расчета; к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.
Однако приходный кассовый ордер не утвержден в установленном порядке как бланк строгой отчетности и не содержит необходимых реквизитов (в частности, шестизначного номера и серию) для признания его бланком строгой отчетности при наличных денежных расчетах за оказание услуг по аренде земельных участков и ритуальных услуг. Этот документ является первичным документом по учету кассовых операций.
В этой связи, отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция обоснованно исходила из того, что услуги по передаче земельных участков в аренду, ритуальные услуги оказывались администрацией сельского поселения без применения бланков строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке, что составляет объективную сторону административного правонарушения.
Также несостоятельны доводы администрации сельского поселения о том, что она не является субъектом административной ответственности и подлежит привлечению к ответственности в рамках бюджетного законодательства, поскольку Федеральным законом N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Кассационная инстанция считает, что по существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных арбитражным судом доказательств по делу, поэтому по правилам названной статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие доводы не учитываются.
Принимая во внимание изложенное, судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 21.03.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-16591 АП2005-20 (АИ-1/303/06-3) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июня 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1709
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании