Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/659
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерства здравоохранения Хабаровского края Мухометова Е.А., консультант по доверенности от 17.01.2005 N 7 юр-91, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края на постановление от 18.01.2005 по делу N А73-5700/2004-27 (АИ-1/1550/04-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при ОВД Амурского района" к Государственному учреждению здравоохранения "Амурская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Хабаровского края, Финансовому управлению администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края; 3-е лицо: Министерство финансов Хабаровского края, о взыскании 31025 руб. 75 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 07.06.2005.
Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при ОВД Амурского района" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Государственному учреждению здравоохранения "Амурская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Хабаровского края, Финансовому управлению администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края о взыскании 31025 руб. 75 коп. - основного долга по договору охраны объектов от 01.05.2002 N 47.
Определением от 12.08.2004 к участию в деле в качестве ответчика судом привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением от 07.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2005, исковые требования удовлетворены за счет Финансового отдела администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края.
Законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией по жалобе Финансового управления администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края, в которой заявитель просит постановление апелляционной инстанции отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права и принять по делу новое решение о взыскании спорной задолженности с Министерства здравоохранения Хабаровского края, поскольку финансирование, в том числе погашение кредиторской задолженности основного должника, должно осуществляться из краевого бюджета в силу Постановления Губернатора Хабаровского края от 26.05.2003 N 170 "О приеме в государственную собственность Хабаровского края муниципального медицинского учреждения "Амурская районная больница", распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.09.2003 N 1420 "О выполнении постановления Губернатора Хабаровского края от 26.05.2003 N 170", договора безвозмездной передачи от 27.06.2003.
В представленных отзывах на кассационную жалобу ГУ "Отдел вневедомственной охраны при ОВД Амурского района", Министерство здравоохранения Хабаровского края, ГУЗ "Амурская центральная районная больница" выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, просили принятые судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства здравоохранения Хабаровского края поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения от 07.10.2004 и постановления от 18.01.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ГУ "Отдел вневедомственной охраны при ОВД Амурского района" (охрана) и МУЗ "Амурская районная больница" (собственник) заключен договор от 01.05.2002 N 47 об охране объектов, принадлежащих собственнику, в соответствии с которым истец обязался оказывать услуги по охране объектов, перечисленных в приложении к настоящему договору, а собственник их оплачивать в порядке и сроки, определенные в пункте 1.7. данного соглашения.
Актом сверки по состоянию на 01.03.2004 сторонами подтверждена задолженность МУЗ "Амурская районная больница" по оплате услуг по охране объектов в сумме 31025 руб. 75 коп., что послужило основанием для обращения ГУ "Отдел вневедомственной охраны при ОВД Амурского района" в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны муниципального образования, арбитражный суд исходил из отсутствия вины муниципального учреждения, не исполнившего обязательство, а также ненадлежащего финансирования его в спорный период на указанные цели из средств муниципального образования.
В этой связи судом установлено, что согласно Уставу МУЗ "Амурская районная больница", зарегистрированному 23.07.1996, учредителем учреждения является отдел здравоохранения администрации г. Амурска и Амурского района. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Материалами дела не подтверждено получение муниципальным учреждением доходов от предусмотренных Уставом платных видов хозяйственной деятельности, за счет которых основной должник мог бы погасить сложившуюся задолженность.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 26.05.2003 N 170 МУЗ "Амурская районная больница" с 01.01.2004 передано в собственность Хабаровского края и переименовано в ГУЗ "Амурская центральная районная больница".
В соответствии с требованиями статей 51, 52 ГК РФ, как краевое учреждение, создано учредителями: Министерством имущественных отношений Хабаровского края и по отраслевой принадлежности - Министерством здравоохранения Хабаровского края и зарегистрировано в Государственном реестре юридических лиц 12.11.2004.
Фактическая передача имущественного комплекса муниципального учреждения в государственную (краевую) собственность произведена по акту приема-передачи, утвержденному уполномоченным лицом принимающей стороны - 06.12.2003.
Спорная задолженность муниципального учреждения не передавалась в составе имущества учреждения, подлежащего передаче в краевую собственность на основании Постановления Губернатора Хабаровского края N 170 от 26.09.2003, так как согласно п. 4.2 данного акта предусмотрена обязанность администрации г. Амурска с Амурским районом за счет соответствующего бюджета погасить до 01.01.2004 кредиторскую задолженность муниципального учреждения и с этого периода предусмотрено осуществление финансирования государственного учреждения из краевого бюджета (п. 6).
Следовательно, согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ учреждение не являлось получателем средств краевого бюджета в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, а оставалось получателем средств муниципального бюджета.
Материалами дела подтверждено, что на основании статьи 399 ГК РФ первоначально истец предъявил требование по оплате спорной задолженности к основному должнику, которое не было удовлетворено.
В связи с тем, что истцом предъявлены требования о взыскании задолженности по обязательству муниципального учреждения согласно заключенному договору от 01.05.2002 N 47, не профинансированному из соответствующего бюджета, то суд правомерно на основании статьи 120 ГК РФ удовлетворил его требования за счет субсидиарного должника - администрации г. Амурска с Амурским районом за счет средств соответствующей казны в лице финансового органа в соответствии с правилами статьи 1071 ГК РФ.
В связи с изложенным, доводы ответчика по делу не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку не соответствуют выводам суда, основанным на правильном применении норм действующего законодательства, с учетом установленных обстоятельств спора.
При таких обстоятельствах основания для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18.01.2005 по делу N А73-5700/2004-27 (АИ-1/1550/04-7) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/659
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании