Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-2/1532
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от: ФГУП "П" в лице Новокиевского почтамта УФПС Амурской области филиал ФГУП "П" - Коваленко О.Е., представитель по доверенности от 22.08.2005 N 28.1.6/95, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области на решение от 22.12.2005 по делу N А04-9381/05-14/830 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "П" в лице Новокиевского почтамта Управления федеральной почтовой связи Амурской области филиал ФГУП "П" о взыскании налоговой санкции в сумме 71248,20 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "П" в лице Новокиевского почтамта Управления федеральной почтовой связи Амурской области филиал ФГУП "П" (далее - предприятие, отделение почтовой связи) налоговой санкции по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за несвоевременное представление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год в сумме 71248,20 руб.
Решением суда от 22.12.2005 заявленные требования удовлетворены частично. С отделения почтовой связи взыскан штраф по вышеназванной норме права в размере 11004,75 руб. с учетом положений статей 112, 114 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований отказано по мотиву того, что штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ зависит от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, поэтому налоговым органом неправомерно исчислен штраф от всей суммы налога, подлежащего уплате за 2004 год.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом материального права и удовлетворить заявление полностью. По мнению заявителя жалобы, расчетная база для исчисления суммы штрафа по статье 119 НК РФ берется от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, а не от разницы между данной суммой и уплаченными в течение отчетного периода авансовыми платежами. Налоговый орган также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании отклоняет доводы жалобы, просит оставить принятое по делу решение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя отделения почтовой связи, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2004 год, представленной отделением почтовой связи, по результатам которой налоговым органом принято решение от 04.07.2005 N 2741/1928143 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 71248,20 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, как следует из названного выше решения, явилось то, что налогоплательщиком нарушен срок, установленный пунктом 7 статьи 243 НК РФ, для представления налоговой декларации (не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Декларация представлена предприятием 03.05.2005, то есть с нарушением установленного срока.
Требование от 06.07.2005 N 801 об уплате налоговой санкции добровольно плательщиком не исполнено, что явилось основанием для взыскания штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования инспекции частично, исходил из доказанности факта налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Вместе с тем, суд признал неправомерным начисление налоговым органом штрафа в размере 71248,20 руб.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленной законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, из буквального содержания названной нормы следует, что штраф определяется с учетом суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а не начисленной, как настаивает инспекция.
Как установлено судом и не опровергается налоговым органом в кассационной жалобе, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по налоговой декларации за 2004 год, представленной предприятием 03.05.2005, составила 220095 руб. (раздел 1 декларации).
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 243 НК РФ налогоплательщики в течение отчетного периода, которым является квартал (статья 240 НК РФ), по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей, уплата которых производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
В этой связи вывод суда о том, что суммы, исчисленные налогоплательщиком в течение года к уплате за каждый месяц и отчетный период и включенные в соответствующие расчеты, должны рассматриваться как суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основании этих расчетов, и не могут рассматриваться как подлежащие уплате (доплате) на основании налоговой декларации за весь год, является правильным.
Следовательно, суд правомерно определил размер штрафа с учетом суммы ЕСН, которая не доплачена по данной налоговой декларации, и обоснованно отказал во взыскании штрафа в сумме 49238,70 руб. При этом суд, применив положения статей 112, 114 НК РФ, признал смягчающими ответственность обстоятельствами такие как: бюджетное финансирование ответчика, совершение правонарушения впервые, отсутствие общественно опасных последствий правонарушения, исполнение обязанности по уплате налога, поэтому снизил размер взыскиваемого штрафа до 11004,75 руб.
Учитывая изложенное и исходя из доводов кассационной жалобы, она не подлежит удовлетворению, а решение суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.12.2005 по делу N А04-9381/05-14/830 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-2/1532
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании