Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/2062
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "Х" - Михонин М.В. - заместитель начальника, дов. N 7/83 от 13.02.2006, Пестрякова И.В., юрисконсульт, дов. N 7/302 от 04.07.2005, Жерновникова О.М., начальник отдела, дов. N 7/59 от 13.02.2006, от ответчика: ИФНС по Центральному району г. Хабаровска - Оксюта О.В. - главный госналогинспектор, дов. N 4 от 10.01.2006, УФНС по Хабаровскому краю - Стишенко О.В. - главный госналогинспектор, дов. N 06-18/3 от 10.01.2006, Руднев С.Н. - главный госналогинспектор, дов. N 06 от 21.04.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Х" на решение от 09.03.2006 по делу N А73-86/2006-19 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Х" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2006 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Х" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточненных требований) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа.
Решением суда от 09.03.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отнесение дополнительных платежей к задолженности по налогу соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", оснований для признания требований ОАО ЭиЭ "Х" о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов по отказу о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности не имеется.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Как указывает заявитель жалобы, сумма дополнительного платежа, подлежащая списанию в составе реструктуризированной задолженности по налогам на основании решения о реструктуризации, была уплачена в бюджет, в связи с чем, у общества образовалась переплата в размере 42972000 руб., следовательно, отказ налогового органа, о внесении изменений в решение, является незаконным.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа в судебном заседании против доводов жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
ОАО ЭиЭ "Х" обратилось в Управление МНС России по Хабаровскому краю с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам.
Решением Управления МНС России по Хабаровскому краю от 18.12.2001 N 20-34/1338 ОАО ЭиЭ "Х" предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
В соответствии с этим решением ОАО должно погасить 1462545 тысяч рублей.
03.11.2005 ОАО ЭиЭ "Х" обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по налоговым платежам, в решение о списании задолженности по пеням и штрафам, о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей.
Полагая, что отказ налогового органа, выраженный в письме от 23.11.05 N 14-43/5299-17317, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ОАО ЭиЭ "Х" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд руководствовался Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по начисленным пеням и штрафам", Правилами списания суммы задолженности по пеням и разъяснениями МНС РФ от 12.05.2003 N АС-6-29/536.
Налогоплательщик, ссылаясь на пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Определение Конституционного суда РФ от 13.11.01 N 225-О, Постановление ВАС РФ от 05.07.05 N 15242/04 свои требования о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по налогам мотивирует тем, что дополнительные платежи не относятся к налогу или штрафу, являются платой в бюджет за недополучение бюджетом в течение квартала авансовых платежей налога на прибыль и не могут быть включены в график реструктуризации в качестве задолженности по налогам. Фактически, налогоплательщик настаивает на праве реструктуризации задолженности по налогам без учета задолженности по дополнительным платежам в сумме 42972000 рублей, при том, что при подаче в ноябре 2001 года заявления о реструктуризации предприятие отразило сумму дополнительного платежа как задолженность по налогу на прибыль, с учетом шестилетнего срока реструктуризации.
Между тем, в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления Правительством Российской Федерации Постановлением N 1002 от 03.09.1999 года утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 года реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Принятие решения о реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам в федеральный бюджет после 31 декабря 2001 года не допускается.
В соответствии с установленным Порядком для целей реструктуризации задолженности организация направляет в налоговый орган по месту учета заявление, составленное с учетом требований, предусмотренных пунктом 9 Порядка о проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Налоговый орган в свою очередь в сроки, установленные в пункте 3 данного Порядка, принимает соответствующее решение и составляет графики погашения реструктуризированной задолженности. Согласно пункту 4 Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 3 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, налоговым органом на основании дополнительного заявления организации может быть принято дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам.
При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка (наличие задолженности по уплате текущих платежей), налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении реструктуризации.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам представляет собой особую рассрочку исполнения налогового обязательства, не урегулированную Налоговым кодексом РФ.
Момент возникновения и момент прекращения права на реструктуризацию задолженности определяется датой принятия полномочным органом решения.
При этом нормы, регулирующие порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, не предусматривают оснований для внесения изменений в ранее принятое налоговым органом решение о реструктуризации.
Следовательно, требование налогоплательщика о внесении изменений в ранее принятое решение о реструктуризации не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов по отказу внесения изменений в решение о реструктуризации задолженности не имеется.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.03.2006 по делу N А73-86/2006-19 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/2062
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании