Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 июля 2006 г. N Ф03-А16/06-2/2161
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области на решение от 23.01.2006, постановление от 05.04.2006 по делу N А16-1932/2005 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области о взыскании 233991,14 руб.
Резолютивная часть постановления от 05 июля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2006 года.
Областное государственное образовательное учреждение для детей сирот оставшихся без попечения родителей "Детский дом N" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением, с учетом уточнения требований, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании инспекции произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 233991,14 руб. в счет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии.
Решением суда от 23.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2006, требования заявителя удовлетворены на том основании, что зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговым органом.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой предлагает их отменить, как принятые с нарушение норм материального права. В обоснование жалобы указывает на неправомерное применение судами к спорным правоотношениям положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующей зачет излишне уплаченных налогов, к которым законодателем страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отнесены. По мнению заявителя жалобы, порядок зачета названных взносов до настоящего времени не определен, поэтому на инспекцию не могут быть возложены данные функции.
Кроме этого, по мнению заявителя жалобы, суды не учли, что в сумму 233991,14 руб. включен единый социальный налог (далее - ЕСН) в сумме 64216 руб., зачисляемый в федеральный бюджет, что является нарушением пункта 5 статьи 78 НК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, учреждение в период февраль-июнь 2005 года платежными поручениями перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 233991,14 руб. В результате ошибки в указании в платежных поручениях кода бюджетной классификации образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительной части трудовой пенсии в указанной сумме и задолженность по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии.
13.12.2005 года учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной на накопительную часть суммы 233991,14 руб. на код 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии) - 169775,14 руб. и на код 18210201010011000110 (ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) - 64216 руб. Однако инспекция письмом от 14.12.2005 N 09-23/7815 отказала обществу в зачете, ссылаясь на отсутствие у нее компетенции для решения данного вопроса.
Не согласившись с отказом налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о зачете излишне перечисленных сумм страховых взносов.
Суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовав и оценив все представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами, на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложен контроль за уплатой названных страховых взносов. Кроме того, суд сослался на приложение 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
При этом суд правомерно руководствовался статьей 78 НК РФ, регулирующей порядок и сроки возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени. Кроме этого, пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, вывод суда о праве налогового органа производить зачет или возврат, в том числе излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, основан на правильном толковании норм права.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции пункта 5 статьи 78 НК РФ были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонены со ссылкой на пункт 1 статьи 17, пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ и статью 4 Федерального закона от 28.12.2004 N 184-ФЗ (с изменениями от 22.12.2005) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год".
Таким образом, основания для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.01.2006, постановление апелляционной инстанции от 05.04.2006 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-1932/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2006 г. N Ф03-А16/06-2/2161
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании