Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июля 2006 г. N Ф03-А37/06-2/1270
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Э" - Захаров И.А. представитель по доверенности от 12.12.2005 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области на решение от 05.12.2005 по делу N А37-3609/05-4 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Э" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области, третье лицо: Администрация особой экономической зоны в Магаданской области, о признании недействительным решения от 30.09.2005 N 06-29/1-55.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Э" (далее - общество, артель старателей) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее-налоговая инспекция, налоговый орган) от 30.09.2005 года N 06-29/1-55 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение правонарушения".
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области.
Решением суда от 05.12.2005 заявленные требования частично удовлетворены: обжалуемое решение налогового органа признано недействительным в части отказа артели старателей в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по заявленным налоговым декларациям по спорному налогу за июнь-ноябрь 2003 года и доначислению к уплате НДС в сумме 2282031 руб. и пени, начисленной на данную сумму, так как суд пришел к выводу, что обществом соблюдены требования, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и оно правомерно предъявило налоговые вычеты в указанной сумме.
При этом суд сослался на то, что освобождение поставщиков продукции, являющихся участниками особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), от уплаты НДС в федеральный бюджет на основании статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 года N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ), не лишает покупателей такой продукции права на налоговые вычеты по налогу, установленные статьей 171 НК РФ. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется по жалобе налоговой инспекции, которая просит его отменить в части признания недействительным принятого ею ненормативного акта, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель жалобы указывает на то, что с учетом норм, регулирующих порядок возмещения НДС из бюджета, непоступление налога в бюджет от поставщиков, не уплативших НДС в бюджет, последующее возмещение этого налога покупателю товаров (работ, услуг) приводит к нарушению принципов сбалансированности и общего покрытия расходов бюджета, которые предусмотрены статьями 33, 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поэтому налоговый орган считает правомерным отказ обществу в возмещении НДС в сумме 2282031 руб. и начисление соответствующих пеней. В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы налоговый орган не принял участие в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Э" возражает против доводов жалобы, считая принятое судом решение законным и обоснованным.
Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области отзыв на кассационную жалобу не представила, в судебном разбирательстве участия не принимала, но о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка артели старателей по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. В результате проверки налоговым органом установлено, что общество в нарушение статьи 174 НК РФ неправомерно предъявило к возмещению из бюджета в июне-ноябре 2003 года НДС в сумме 2619027 руб. Результаты проверки отражены в акте N 06-28/1-55 от 15.09.2005 года, на основании которого, с учетом разногласий налогоплательщика инспекцией принято решение от 30.09.2005 года N 06-29/1-55 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение правонарушения". Согласно данному решению заявителю предложено уплатить добровольно в срок, указанный в требовании, сумму неполностью уплаченного спорного налога за период с июня по ноябрь 2003 года в размере 2619027 руб. и пени в сумме 862075 руб. 61 коп.
Общество не согласилось с данным решением и обжаловало его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования в части. При этом суд исходил из того, что основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 2282031 руб. послужило то обстоятельство, что налог уплачен поставщикам, являющимся участниками Особой экономической зоны в Магаданской области, которые в силу статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ освобождены от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Поскольку налог в бюджет не поступил, то, по мнению налогового органа, покупатель не имел право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ.
Судом правомерно указанный довод не принят во внимание в обоснование законности принятого решения в оспариваемой части как противоречащий требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому ООО "Тосмар" и ОАО "Колымский аффинажный завод", реализовавшие артели старателей, соответственно, товарно-материальные ценности - ГСМ и услуги по аффинажу, правомерно выставили счета-фактуры с указанием в них НДС.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров работ, услуг на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров работ, услуг.
Вывод налогового органа в оспариваемом решении о том, что НДС, предъявленный по счетам-фактурам за приобретенные товары (работы, услуги) у предприятий, осуществляющих свою финансово-хозяйствующую деятельность в пределах Особой экономической зоны и являющихся участниками ОЭЗ, подлежит полному перечислению в федеральный бюджет, суд находит несостоятельным, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации, и в частности нормы статьи 171-174 НК РФ, не ставит право на возмещение НДС в зависимость от того, приобретены ли товары у лиц, освобожденных от уплаты НДС, или у тех, которые уплачивают НДС в установленном НК РФ порядке.
В данном случае имеется коллизия законов, заключающаяся в том, что в соответствии с НК РФ, поставщики товаров (работ, услуг) обязаны выставлять счета-фактуры с выделением в них НДС, покупатели имеют право на получение налогового вычета в виде сумм уплаченного налога, а Федеральный закон N 104-ФЗ предоставляет поставщикам, участникам ОЭЗ, льготу в виде освобождения от уплаты налогов в части, поступающих в федеральный бюджет. Суд как правоприменительный орган устранить указанную коллизию не может, так как и Налоговый кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон N 104-ФЗ обладают равной юридической силой и подлежат обязательному применению.
Основанием для возмещения НДС в сумме 2282031 руб. являлись счета-фактуры, выставленные ООО "Тосмар" и ОАО "Колымский аффинажный завод", являющихся участниками ОЭЗ, с выделением сумм НДС, платежные документы, подтверждающие факт уплаты налога обществом, хозяйственные договоры. Факт оприходования товаров налоговым органом также не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о неправомерном отказе в применении налоговых вычетов и доначислении НДС в сумме 2282031 руб., соответствующих пеней является правильным, а доводы заявителя кассационной жалобы необоснованными.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.12.2005 по делу N А37-3609/05-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2006 г. N Ф03-А37/06-2/1270
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании