Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2386
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Ю.М. Маслова - ведущий специалист по доверенности от 16.12.2005 N ДСВ-19/ХВ, от ответчика: Министерства финансов РФ - А.А. Сысуев специалист I категории по доверенности от 31.01.2006 N 1549; Министерства финансов Хабаровского края - М.П. Шевченко специалист юридической службы по доверенности от 13.02.2006 N 19-11/4266, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление от 24.04.2006 по делу N А73-3002/2005-26 (АИ-1/404/06-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" в лице структурного подразделения Хабаровского филиала ОАО "ДВЭВ" Чегдомынского узла электрической связи к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения при администрации Верхнебуреинского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, о взыскании 437432,92 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" в лице структурного подразделения Хабаровского филиала "ДВЭВ" Чегдомынского узла электрической связи обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения при администрации Верхнебуреинского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 437172,92 руб. (с учетом уточненных требований) расходов, связанных с предоставлением льгот в 2004 году отдельной категории граждан по оплате абонентской платы за пользование квартирным телефоном и за услуги проводного вещания в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", Законом Хабаровского края N 160 от 29.12.2003 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Решением суда от 13.01.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 315172,92 руб., с Министерства финансов Хабаровского края взыскано 122000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных вышеназванными федеральными законами, не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие этих законов.
Убытки истца от предоставления льгот по краевой целевой программе отнесены на казну Хабаровского края на основании Закона Хабаровского края N 160 от 29.12.2003 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год" их предусматривающего финансирование этих льгот из краевого бюджета.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2006 решение от 13.01.2006 отменено. Производство по делу в части иска о взыскании с Министерства финансов Хабаровского края 122000 руб., с Министерства финансов РФ 105815,05 руб. прекращено в связи с отказом истца от иска. С Министерства финансов РФ в лице казны Российской Федерации взыскано 209386,86 руб.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2006, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на то, что суд вышел за пределы заявленных требований и неправомерно взыскал с Министерства финансов РФ 209386,86 руб., не уточнив документально обстоятельства по распределению денежных средств по платежному поручению от 29.12.2005 N 18, которым перечислено 267,896,05 руб.
Ссылается на пояснительное письмо истца от 24.04.2006 N 13-469/x8, в котором указано, что по факту поступления указанной суммы были погашены задолженности по некоторым категориям льготников и долг Министерства финансов РФ составил: по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 128936,87 руб., по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 42000 руб.
По его мнению, ответственность за финансирование мероприятий по предоставлению льгот на услуги связи ветеранам и инвалидам несет главный распорядитель средств федерального бюджета, то есть Министерство труда и социального развития РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили постановление апелляционной инстанции от 24.04.2006 отменить.
Представители ОАО "Дальсвязь" и Министерства финансов Хабаровского края выразили согласие с принятыми по делу судебными актами.
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 июля 2006 года до 14 часов 15 минут.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит постановление апелляционной инстанции от 24.04.2004 подлежащим изменению, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в 2004 году предоставило 50% скидку по абонентской плате за пользование телефонами и проводным радиовещанием отдельной категории граждан в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Хабаровского края N 160 от 29.12.2003 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 437172,92 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими с предоставлением услуг связи инвалидам за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы Федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов РФ при составлении проектов федерального бюджета на 2004 год было предусмотрено средств на компенсацию расходов по установке телефонов, оплате абонентской платы за пользование телефонами инвалидами меньше заявленной Министерством труда и социального развития РФ потребности.
Министерством социальной защиты населения Хабаровского края в пределах лимитов бюджетных обязательств через Министерство труда и социального развития РФ выделенные средства полностью использованы по целевому назначению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, выделенные через главного распорядителя федеральных бюджетных средств - Министерство труда и социального развития РФ бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы операторов связи, в том числе и истца, в связи с чем суд правомерно на основании ст. 1071 ГК РФ возложил ответственность на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление является Министерство финансов Российской Федерации.
ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право реабилитированных лиц на бесплатную установку телефона.
Постановлением Правительства РФ N 334 от 22.05.2002 (действие продлено на 2004 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004) утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно вышеназванным Правилам расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных Федеральных законов, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем в процессе рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции Комитет социальной защиты при администрации Верхнебуреинского района платежным поручением N 18 от 29.12.2005 перечислил 267896,05 руб., из них 105816,05 руб. на погашение кредиторской задолженности по абонентской плате за телефон в соответствии с ФЗ "О ветеранах", 162080 руб. - по Закону Хабаровского края N 160 от 29.12.2003.
Пи рассмотрении спора суд апелляционной инстанции не учел представленное ОАО "Дальсвязь" письмо от 24.04.2006 N 13-469/x8 (л.д. 107-108, т. 3) и акты сверок расчетов, свидетельствующие о том, что задолженность по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составляет 128936,87 руб., по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессии" - 40600 руб.
На момент рассмотрения спора в суде кассационной инстанции ОАО "Дальсвязь" представило справку Комитета социальной защиты населения администрации Верхнебуреинского района, подтверждающую кредиторскую задолженность за 2004 год по федеральным льготникам в сумме 169276,87 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 24.04.2006 по делу N А73-3002/2005-26 (АИ-1/404/06-43) изменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в доход ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" 169276,87 руб., в остальной части постановление оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот измененного судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/2386
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании