Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июля 2006 г. N Ф03-А04/06-2/2289
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МИФНС России N 1 по Амурской области - Носкова Е.В., специалист первой категории по доверенности N 05-30/16 от 18.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области на решение от 03.04.2006 по делу N А04-1031/06-19/65 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Г" о взыскании 1150 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Г" (далее - общество) налоговых санкций в сумме 1150 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 03.04.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения общества к налоговой ответственности, так как декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подана в установленный законодательством срок, а факт того, что она не соответствовала установленной форме и была возвращена обществу, значения не имеет, поскольку формы деклараций существенных различий не имеет. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок для обращения за взысканием налоговых санкций в судебном порядке.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, налоговая декларация подается по установленной форме, что было исполнено обществом только 14.09.2005, то есть после установленного законодательством срока. В связи с этим налоговый орган исчисляет срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций с даты принятия решения по результатам камеральной проверки этой декларации - 23.09.2005, а не с даты подачи первоначальной декларации, т.к. она не соответствовала установленной форме и была возвращена налогоплательщику, поэтому и не считается представленной своевременно. В заседании суда данные требования поддержаны в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования налогового органа, считает принятое решение законным и обоснованным, ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителя налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу-прекращению.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 1 квартал 2005 года, представленной обществом 14.09.2005. Результаты проверки отражены в решении N 5302 от 23.09.2005 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушение", согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ, на него наложен штраф в сумме 1150 руб. В адрес налогоплательщика выставлено требование N 2810 от 29.09.2005 с предложением уплатить штраф до 10.10.2005.
Невыполнение данного требования послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании налоговых санкций в судебном порядке.
В соответствии со статьями 23, 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в установленном порядке.
Правила представления декларации регламентированы статьей 80 НК РФ. Согласно пунктам 2, 6 данной статьи, декларация подается по установленной форме и в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы. Налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.19 НК РФ отчетными периодами считаются 1 квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 03.03.2005 N 30н утверждена форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28.03.2005 N 6445, опубликован в "Российской газете" N 70 от 07.04.2005.
Согласно пункту 3 данного Приказа, он применяется, начиная с представления налоговой декларации за первый отчетный период 2005 года.
Пунктом 4 Приказа установлено, что со дня вступления в силу настоящего Приказа, Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.11.2003 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения" не применяется.
Из материалов дела следует, что первоначально представленная обществом 13.04.2005 налоговая декларация не соответствовала требованиям Приказа Министерства финансов РФ от 03.03.2005 N 30н и не могла быть основанием для проведения камеральной проверки.
Декларация по установленной форме представлена только 14.09.2005, то есть с нарушением установленного статьей 346.23 НК РФ срока, в связи с чем вывод арбитражного суда о том, что в действиях общества отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ, является ошибочным.
Неправомерными являются выводы суда о том, что первоначально представленная декларация содержала все необходимые сведения для проведения камеральной проверки, так как это не соответствует нормам налогового законодательства, а именно: пункту 2 статьи 80 НК РФ, в соответствии с которым налоговая декларация представляется по установленной форме. На день представления декларации - 13.04.2005 она была представлена по форме, утратившей силу, и не соответствовала форме, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 03.03.2005 N 30н.
В связи с вышеизложенным является ошибочным и вывод суда о пропуске налоговом органом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ, государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу статьи 103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" от 04.11.2005 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-Ф3) в случае, если сумма штрафа, налагаемая на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборов, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С 01.01.2006 Законом N 137-Ф3 порядок взыскания налогов и сборов в заявленной сумме изменен взыскание производится по решению налогового органа без обращение в суд.
Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании указанных налоговых санкций не подлежат рассмотрению в арбитражных судах (за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.2006, - пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-Ф3).
Из материалов дела следует, что с заявлением о взыскании налоговых санкций в сумме 1150 руб. налоговая инспекция обратилась только 26.02.2006, согласно входящему штемпелю арбитражного суда, оно принято к производству определением суда от 26.02.2006. Следовательно, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.04.2006 по делу N А04-1031/06-19/65 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2006 г. N Ф03-А04/06-2/2289
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании