Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2619
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Корнус Елена Геннадьевна - представитель по доверенности N 710 от 23.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.01.2006, постановление от 12.04.2006 по делу N А51-18583/05 36-369 Арбитражного суда Приморского края, по иску: Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога к администрации МО Надеждинский район, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 8583 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.07.2006.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО Надеждинский район, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 8583 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате услуг электроснабжения, в 2003, 2004 годах, подпадающим под действие Федерального закона "О ветеранах".
Решением от 19.01.2006, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации МО Надеждинский район отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение статьи 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных субъектом РФ расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот по коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.
Заявитель также оспаривает размер понесенных истцом затрат из-за неподтверждения их первичными платежными документами.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" (филиал "Дальневосточная железная дорога" выразила несогласие с доводами изложенными в жалобе по причинам изложенным в своем отзыве.
Администрация МО Надеждинский район, администрация Приморского края, Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец, на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора от 01.03.2003, заключенного с администрацией МО Надеждинский район, за счет собственных средств предоставил в 2003, 2004 годах гражданам, имеющим на это право в соответствии с ФЗ "О ветеранах", 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.
Не возмещенные истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы в сумме 8583 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования, размер которых подтвержден актами сверки задолженности с администрацией МО Надеждинский район.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Наряду с этим Законами Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе Надеждинскому району в размере 2434 тыс. руб., в соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе краевого бюджета МО Надежденский район запланировано - 2562 тыс. руб.
Во исполнения данных законов Приморского края средства на указанные цели доведены до муниципального образования в полном объеме и направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не удовлетворил его потребности в средствах на указанные цели.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003, 2004 годы без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.01.2006, постановление от 12.04.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-18583/05 36-369 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2619
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании