Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2618
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 02.02.2006, постановление от 12.04.2006 по делу N А51-20206/05 36-400 Арбитражного суда Приморского края, по иску: Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации МО Черниговский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 39198 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 28.07.2006.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО Черниговский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 39198 руб. 68 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг в ноябре 2004 года.
Решением от 02.02.2006, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2006, исковые требования в полном объеме удовлетворены за счет казны Российской Федерации, поскольку из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В иске к Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации МО Черниговский район отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательств того, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (его действие продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ N 80 от 14.02.2004), который устанавливает, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Полагает, что из Фонда компенсаций Приморскому краю выделены денежные средства в спорный период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в пределах утвержденных на эти цели средств на основании данных Министерства труда и социального развития РФ. Вина Минфина РФ в недофинансировании, по мнению ответчика, отсутствует.
Заявитель также оспаривает размер понесенных истцом затрат из-за неподтверждения их первичными платежными документами.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Между ОАО "Российские железные дороги" и Управлением социальной защиты населения Черниговского района 08.01.2004 заключен договор N 20, в соответствии с условиями которого управление приняло на себя обязательство по возмещению расходов, связанных с предоставлением 50% скидки по оплате горячего водоснабжения гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", по мере поступления денежных средств из бюджета МО Черниговский район.
В ноябре 2004 года ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании Черниговский район за счет собственных средств, льготы по оплате за горячее водоснабжение, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 39198 рублей 68 копеек истцом предъявлен настоящий иск.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 "О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действие которого продлено и на 2004 год, предусмотрено утверждение средств на реализацию льгот инвалидам в Федеральном фонде компенсаций и направление их субъектам Федерации через органы социальной защиты населения.
Суд, рассматривая спор, на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" сделал правомерный вывод о том, что источником финансирования рассматриваемых льгот является федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Приморскому краю утверждены и перечислены целевые средства в сумме 368303 тыс. руб., которые Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе МО Черниговский район - 6962 тыс. руб. Между тем объем переданных средств не покрывает фактические расходы предприятий муниципального образования, предоставивших льготы ЖКУ, предусмотренные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Черниговского района, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы в соответствии с компетенцией последних.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Исходя из указанных норм, норм статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 ответчиками по делам о возмещении убытков, возникших по вине Российской Федерации, выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании денежных средств с Минфина РФ являются несостоятельными.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств фактически понесенных расходов не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела имеются: акт сверки суммы выпадающих доходов, составленный истцом с участием Управления соцзащиты МО Черниговский район; счета-фактуры, платежные поручения, списки льготников и другие материалы, подтверждающие фактический объем предоставленных льгот и понесенных в спорный период расходов в связи с их предоставлением.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.02.2006, постановление от 12.04.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-20206/05 36-400 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2618
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании