Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2574
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 30.12.2005, постановление от 05.04.2006 по делу N А51-9412/05 7-189/2005 27-206 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморский газ" к Администрации г. Артема, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 124183 руб.
Резолютивная часть постановления от 18.07.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.07.2006
Открытое акционерное общество "Приморский газ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации города Артема, Министерству финансов РФ, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 124183 руб., составляющие убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2004 году отдельным категориям граждан льгот по оплате газа в размере 50%, установленных ФЗ "О ветеранах".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил сумму иска на 12000 руб. в связи с перечислением ее администрацией г. Артема.
Решением суда от 30.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2006, требования истца удовлетворены в сумме 91796 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом, заявитель, полагая, что Российская Федерация - ненадлежащий ответчик по делу, ссылается на неправильное применение судом п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов истца за счет средств субъекта Федерации с последующим возмещением бюджету субъекта путем взаиморасчетов с федеральным бюджетом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании федерального закона "О ветеранах" и во исполнение договора N 65-Д от 27.03.2003, заключенного с администрацией г. Артема истец за счет собственных средств предоставил гражданам, имеющим на это право, 50% скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 91796 руб. на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья также предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в спорный период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003, согласно которому, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на соответствующий год не утверждались. Не были они предусмотрены как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации Федерального закона "О ветеранах". В том числе городу Артему перечислено на указанные цели 24 тыс. руб.
Вместе с тем, переданные из краевого бюджета средства не удовлетворили потребность муниципального образования в финансировании возмещения расходов организациям, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации.
Судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм процессуального и материального права, всем изложенным обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.12.2005, постановление от 05.04.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9412/2005 7-189 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2574
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании